светлана мельникова
Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Публикация «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. Предлагаем вашему вниманию несколько дидактических игр (сделанных своими руками, которые мы используем как в образовательной деятельности так и в индивидуальной работе с детьми.
Дидактическая игра «Почини игрушку»
Цель: •Расширение словарного запаса. •Совершенствование грамматического строя речи (правильное использование и образование форм родительного и творительного падежей имён существительных). •Развитие зрительного внимания.
Описание : Педагог показывает картинки с изображением игрушек. Просит детей рассмотреть внимательно и назвать их. Затем спрашивает, заметили ли они, что произошло с игрушками. Дети объясняют, что игрушки поломаны. Проводится беседа о том, что игрушки ломать плохо. Педагог предлагает детям починить игрушки. Задаё т вопросы: - Без чего машина? (без колеса) - Без чего зайка? (без ушка) - Без чего чайник? (без носика)
«Теремок»
Цель: •Развитие связной речи; упражнять в употреблении порядковых числительных; закрепление полученных речевых умений. •Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи. •Формировать умение употреблять предлоги над, под, между. •Развивать мелкую моторику рук.
Описание: Педагог показывает картинки с изображением героев сказки. - Угадай, из какой сказки пришли герои? - Кто первый пришёл в теремок? Кто пришёл второй? Кто пришёл последним и сломал теремок? - Расскажи эту сказку (ребёнок самостоятельно или при помощи педагога рассказывает сказку, раскладывая картинки в определённой последовательности в «Теремок») Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку и т. д. Ребёнок отгадывает. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.
Дидактическая игра «Назови, не ошибись»
Цель: •Формировать умение группировать предметы по функциональному назначению •Закрепление обобщающих понятий •Развивать умение выделять из группы предметов лишнее •Закрепить название овощей, формировать умение описывать их характерные признаки •Учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имён существительных •Формировать умение сравнивать группы предметов методом приложения
Описание: Педагог предлагает детям отгадать загадки об овощах (фруктах, ягодах). А отгадки дети выбирают сами из предложенных картинок и размещают картинку с отгадкой на «грядке». Выполняя задание, ребёнок закрепляет название овощей (фруктов, ягод, описывая при этом их характерные признаки. Педагог раскладывает вряд картинки с изображением одежды (платье, пальто, штаны, юбка). Среди них картинка с изображением обуви (сапоги). Детям предлагается рассмотреть картинки, и определить какая из них лишняя (сапоги)
Дидактическая игра «Расскажи сказку» Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: •Развитие связной речи; упражнять в употреблении порядковых числительных; закрепление полученных речевых умений. •Формировать умение рассказывать сказку в нужной последовательности. •Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи. •Формировать умение употреблять предлоги за, перед •Развивать мелкую моторику рук.
Дидактическая игра «Поможем кукле Кате»
Цель: Учить рассматривать предметы, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью него короткий описательный рассказ. Учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков…. ; обратить внимание на наличие звука…. в словах.
Описание: Педагог и дети сидят за столом. Педагог раскладывает предметные картинки и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем он ставит на наборное полотно плоскостные картинки с изображением куклы и двух корзинок и предлагает описать куклу (цвет волос, платье и т. д.) Дети описывают куклу Катю и помогают ей разложить картинки по корзинкам. Дети раскладывают картинки, проговаривая слова, стараясь чётко произносить звуки….
Дидактическая игра «Карлсон в гостях у Малыша»
Цель: •Формировать навык образования относительных прилагательных от существительных •Учить изменению относительных прилагательных по родам •Развивать связную речь
Описание: Педагог рассказывает детям, что в гости к Малышу прилетел известный сластёна Карлсон. Чем же угостит его Малыш? Дети самостоятельно (или по выбору) достают карточки и называют сначала изображенный фрукт (ягоду). Далее они проговаривают, как называется сок из изображённого фрукта (ягоды, конфета, варенье и т. д. Это позволяет изменять образованное относительное прилагательное по родам. Например: - Сок из яблок (какой) яблочный. - Варенье из вишен (какое) вишнёвое. - Конфета из апельсина (какая) апельсиновая и т. д.