Ольга Дятчина
Аналитический отчет педагога-психолога 2014 г-2015 г
▼ Скачать + Заказать документы
Цель деятельности педагога-психолога :
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие дошкольников с учетом ФГОС ДО.
Задачи деятельности педагога-психолога :
1. Способствовать сохранению физического и психического здоровья воспитанников.
2. Создать благоприятные психолого-педагогических условия, обеспечивающие благополучное эмоциональное развитие каждого ребенка (в соответствии с ФГОС ДО).
Темочки:
- Анализ работы педагога-психолога
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
3. Исследовать динамику индивидуального развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.
Приоритетные направления деятельности педагога-психолога :
- психодиагностика
- психопрофилактика
- психокоррекция
- просветительская работа
- консультативная работа
- методическая работа
Психодиагностическая работа.
Психодиагностическая работа осуществлялась по следующим направлениям.
Интеллектуальная сфера.
1. Познавательные процессы:
- мышление (процесс обобщения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
- память (зрительная, слуховая);
- внимание (концентрация внимания, переключение и распределение, умственная работоспособность);
Эмоционально-волевая сфера
- произвольность;
- тревожность;
- эмоциональное состояние
Мотивационная сфера
- отношение к школе.
Личностная сфера
- самооценка;
- психосоциальная зрелость;
1. В рамках психодиагностической работы проводилось обследование детей подготовительной группы на готовность к школе.
Цель данного исследования - раннее выявление неблагоприятных вариантов готовности детей к обучению в школе.
Диагностика детей подготовительной группы два раза в год (начало/конец года).
Анализ полученных данных за 2014-2015 учебный год показал:
Подготовительная группа
Анализ полученных результатов выявил положительную тенденцию к изменению уровня диагностических параметров. От начала к концу года наблюдается уменьшение числа детей с низким уровнем развития исследуемых функций.
Зрительная память – к концу года наблюдается уменьшение числа детей с низким уровнем развития ЗП (от 40% до 4%). Число детей на конец года с высоким уровнем составляет 64%, со средним 32%.
Слуховая память – низкий уровень на конец года (4%) в 11раз меньше чем на начало года (45%, увеличилось число детей с высоким уровнем развития СП с 30% на начало года до 64% на конец года.
Внимание – на начало года количество детей с низким уровнем внимания составляло 30%, а на конец года детей с низким уровнем нет.
Мышление и речь – низкий уровень развития от начала к концу года уменьшился в 4 раза (от 25% до 5%). Увеличилось число детей с высоким уровнем развития мышления и речи с 15% до 23%).
Произвольность – низкий уровень произвольности от начала к концу года уменьшился в 1,4 раза (от 40% до 27%). Высокий уровень произвольности на начало года составлял 0%, а на конец года – 9%.
Психосоциальная зрелость – низкий уровень психосоциальной зрелости от начала к концу года уменьшился (25% – начало года до 5% -конец года). Высокий уровень психосоциальной зрелости на начало года составлял 0%, на конец года –50%).
Мотивационная готовность – сформирована у 77% детей, у 23% мотивация на конец года не сформирована.
Готовность к школьному обучению в целом– в основном дети имеют средний и высокий уровни развития по данному показателю (на конец года 32% детей с высоким уровнем развития и 64% со средним). Значительное улучшение ситуации с низким уровнем развития (от 25% до 4%).
Сюда попал ребенок редко посещающий д/с.
В целом отмечается положительная динамика в развитии детей, можно говорить о хорошем уровне подготовки детей к школьному обучению. В этом заслуга всего педагогического коллектива.
2. Диагностика детей второй младшей группы на исследование познавательного развития показала, что у 21 ребенка (100%) из 21 обследованных - уровень познавательного развития соответствует возрастным нормам. 14% детей (3 ребенка) рекомендовано обследование у логопеда.
3. Диагностика детей средней группы (23 ребенка) на исследование познавательного развития показала, что уровень развития всех детей соответствует возрастным нормам.
4. Диагностика самостоятельной сюжетно – отобразительной игрой в первой младшей группе показала, что у 12 детей в соответствии с возрастом сформированы игровые навыки, навыки сюжетно – отобразительной игры. У одного ребенка низкитй уровень сформированности игровых навыков, т. к. ребенок не идет на контакт с воспитателем, речь не развита, часто болеет.
5. Диагностика сформированности игровых навыков у детей средней группы показала, что у 23 детей (92%) игровые навыки сформированы в соответствии с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет; у двух детей (8%) игровые навыки сформированы не в соответствии с возрастом. У этих детей существуют речевые нарушения и они предпочитают играть в одиночестве.
Психопрофилактическая работа
1. Работа с детьми
Работа по эмоциональному развитию детей д/ с имеет следующие основные направления:
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- социальной адаптации;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие самостоятельности;
- развитие памяти, восприятия.
Данные направления реализовывались в основном с детьми первой младшей группы в период адаптации (июнь - октябрь, реже в течение года (с целью наблюдения за детьми и необходимостью оставаться для детей знакомым человеком).
.
2. Работа с родителями
а) проводилась через родительские собрания по тематике:
- «Что такое адаптация?»
Цель – профилактика дезадаптации, снижение уровня детей с тяжелой степенью адаптации;
- «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» (все возрастные группы)
Цель – профилактика нарушения общения взрослый-ребёнок, повышение психологической грамотности родителей;
- «Подготовка детей к обучению в школе»,
-«Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста»,
- «Профилактика дезадаптации у детей».
Цель – совместная работа педагогов и родителей по подготовке детей к обучению в школе, профилактика неблагоприятных вариантов готовности к школе.
б) через медико-психологические, психологические консультации и анкетирование по темам:
- «Подготовительный и адаптационный период у детей раннего возраста в ДОУ»,
- «Прогноз адаптации у детей раннего возраста»,
- «Готов ли ваш ребенок к ДОУ?»,
- «Самостоятелен ли ваш ребенок?».
Цель – благоприятная адаптация детей в д/с, своевременное предупреждение возможных нарушений в адаптации ребёнка.
2. Работа с педагогами
а) проводилась через групповые консультации и индивидуальные по вопросам:
- адаптация детей в д/с,
- результаты тестирования детей старшего дошкольного возраста,
- нарушения в поведении дошкольников,
- результаты тестирования детей среднего дошкольного возраста,
- результаты тестирования детей второй младшей группы,
- проблемы в общении с детьми и родителями,
- развитие речи у детей раннего возраста, через развитие мелкой моторики рук,
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группах ДОУ (с учетом ФГОС ДО).
Психокоррекционная работа
Коррекционная работа с детьми проводилась по результатам диагностики, по запросу родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования, по результатам тестирования, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами (беседы, консультации) и родителями (консультации, беседы по результатам собеседований при поступлении ребёнка в школу).
В псикоррекционной работе использовались программы: «На пути к знаниям» с использованием занятий Ю. В. Останковой; Е. О. Севостьяновой «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» - индивидуальные занятия с детьми; И. Л. Арцишевской «Коррекционные занятия с гиперактивными детьми», И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Просветительская работа
Участие в учебно-воспитательном процессе МБДОУ, в рамках просветительской деятельности, осуществлялось через принятие участия психологом в планировании учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в планировании работы по преемственности со школой, выступление на методических объединениях, районных педагогических чтениях, выступления на педагогических советах, участие в коучинг – проекте, выступления на родительских собраниях.
Работа с педагогами
- проводилась через групповые и индивидуальные консультации по готовности детей к обучению в школе (готовность физическая, умственная, мотивационная, эмоционально-волевая, социальная);
- через семинар- практикум «Как формировать эмоциональную стабильность у детей дошкольного возраста».
Анализ наблюдений за детьми и родителями, консультаций и бесед с родителями и воспитателями в первой младшей группе выявил следующие моменты:
- психологическую неготовность части родителей отдать ребёнка в д/с (высокая тревожность мамы);
- нежелание отдельных родителей понимать и принимать особенности адаптационного периода (отрицание особенностей в поведении ребёнка в данный период) и соблюдать временные рамки пребывания ребёнка в группе в адаптационный период. Что говорит о необходимости продолжать профилактическую и просветительскую работу с родителями по вопросу адаптации детей к д/с.
Результаты диагностики дошкольников показали, что у многих детей низкий уровень мотивации к школьному обучению, что говорит о необходимости планирования воспитательной и просветительской работы по данному направлению.
Консультативная работа
Индивидуальная консультативная работа:
- с родителями проводилась по результатам психодиагностики и по запросу;
- с педагогами по результатам тестирования, по запросу
Групповое консультирование:
родителей и педагогов проводилось согласно годовому плану и по запросу.
Методическая работа
В течение года включала в себя следующее:
- оформление документации,
- участие в работе творческой площадки по познавательно – речевому развитию дошкольников (в качестве руководителя,
- участие в коучинг – проекте «Соответствие предметно – пространственной развивающей среды требованиям ФГОС ДО»,
- участие в ВКС «Написание вариативной части ООП ДОУ с учетом ФГОС»,
- участие в областном конкурсе «Педагог школы для всех 2014»,
- аттестация на первую квалификационную категорию,
- участие в конкурсе методических разработок (РЦИО) – 3 место,
- участие в районных методических объединениях;
- изучение психолого-педагогической литературы;
- методическая работа с интернет - ресурсами;
- подбор материала для уголка психолога;
- составление памяток для родителей;
- участие в IX районной интеллектуальной мини - олимпиаде 2014г. (в качестве члена жюри);
- оказание методической помощи педагогам в подготовке тематических родительских собраний и консультаций, открытых занятий для воспитателей д/с.