Надежда Хайрисламова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для воспитателей.
«Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ».
Цель: Содействовать воспитателям в эффективности методов проведения групповых занятий с детьми в адаптационный период к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи: - Повышение психологической компетенции педагогов;
- Показать эффективные способы общения педагогов с детьми;
- Выявить ожидания педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- Акцентировать внимание педагогов на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
Упражнение «Мое настроение»
Инструкция педагога-психолога: «В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки - напряженное, широко разведенные руки - замечательное, руки на коленях - спокойное. Предлагаю оценить атмосферу на нашем семинаре перед началом работы. Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на семинар».
Упражнение «Ласковые руки - добрый взгляд - приятная улыбка»
Инструкция. Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
Упражнение «Ассоциации»
Инструкция. Воспитателям предлагается подобрать ассоциации к записанному на интерактивной доске слову «адаптация». Варианты педагог-психолог записывает рядом.
Педагог-психолог: «Адаптация - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. При поступлении в д/с привычные условия жизни меняются.
Вопрос к педагогам:
- Какие ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь,длительный отпуск,смена педагога,появлениеновогоребенка вгруппе сверстников).
Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»
Инструкция. Перекидывая друг другу мяч, педагоги продолжают фразу: «Адаптация – это хорошо, потому, что.». Тот, кому бросили мяч, продолжают фразу: «Адаптация – это плохо, потому, что…». И так – до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.
Вопросы для обсуждения:
- Какие психофизическиереакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
- В чем проявляется стресс?
Примечание. В конце обсуждения педагог-психолог вывешивает плакат.
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации
• Беспокойство
• Страх
• Заторможенность или повышенная возбудимость
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
Игра «Вернисаж детских капризов»
Инструкция. Передавая мяч, педагоги рассказывают, как и в каких ситуациях капризничает ребенок, начиная рассказ от лица малыша: «Я капризничаю, когда.».
Мини-лекция «Причины детских капризов и упрямства»
Итак, почему ребенок капризничает? Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос, и вы уже верно отметили некоторые из них:
Основные причины капризов:
- ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит;
- капризничая, ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого;
- малыш хочет привлечь к себе внимание;
- ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его;
- переутомление;
- психоэмоциональное напряжение.
Основные причины упрямства:
- нетактичность взрослых;
-неразумное ограничение самостоятельности ребенка;
-ненасыщенное, несодержательное, мало эмоциональное или недостаточное общение с взрослым.
Как себя вести с ребенком, проявляющим упрямство?
- Предъявляйте ребенку разумные требования, соответствующие возрасту.
- Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир (хотя это и очень сложно) его глазами.
- Предоставляйте ребенку право выбора.
- Старайтесь не создавать ситуации, в которых может проявиться упрямство.
- Не забывайте хвалить ребенка.
Проявление истерик у детей.
Как справиться с проблемой, если она уже есть.
- Старайтесь не обращать внимание на истерики, только следите, чтобы проблема не вышла из под контроля. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». Если, обращать внимание на истерику у ребенка, это будет способствовать частым проявлениям.
- Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то следует отвести его в сторону, подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему, «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально». Но совсем не нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам в игру, и мы будем играть дальше вместе.
При общении с ребенком необходимо:
• быть вежливым;
• использовать краткие, четкие, понятные инструкции;
• не увлекаться нотациями; объяснить неразумность требований;
показать, что такое поведение огорчает взрослого;
• сотрудничать, а не руководить;
• быть терпеливыми, не допускать чрезмерных вспышек в ответ на не удовлетворяющее вас поведение ребенка;
• вводить четкую систему запретов.
Рефлексия
Инструкция. Передавая мяч, педагоги поочередно отвечают на вопрос: «Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок капризничает?» и называют свои чувства.
Вывод педагога-психолога: «Эти чувства затмевают все и не дают принять верное решение, часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем часто потом сожалеем. Поэтому, как говорил Карлсон Малышу: "Спокойствие, только спокойствие!" Возьмите тайм-аут: "Я сейчас не буду с тобой разговаривать", "Посиди, успокойся". В это время вы можете посчитать до 10; подышать, используя глубокое дыхание, или выполнить упражнение Солнечный луч».
Упражнение «Глубокое дыхание»
Инструкция. Исходное положение - сидя на стуле, спина прямая, расслабленная. Сделать вдох носом, считая от одного до четырех, выдохнуть через рот, считая в обратном порядке - от четырех до одного. Время выполнения - 2-3 минуты.
Упражнение «Воспоминания»
Инструкция. Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните самое яркое событие вашей жизни.
Упражнение «Солнечный луч»
Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.
Заключительная часть
Инструкция. Участники, передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы:
• Что нового я узнал сегодня?
• Было ли это для меня полезно?
• Что еще я хотел бы узнать?
См. (Приложение 1)
Приложение 1
Классификация игр для детей раннего возраста
Учитывая все разнообразие мира игры детей раннего возраста, можно выделить следующую классификацию игр (удобную для воспитателей и родителей) :
Блок 1. Игры на развитие познавательных психических процессов:
• игры с предметами;
• игры на развитие речи;
• игры с песком;
• игры подвижные;
• игры-самоделки.
Блок 2. Игры на взаимодействие со взрослым:
• телесно-ориентированные игры, основанные на традиционном фольклоре;
• игровые массажи;
• игры на коленях;
• игры забавы;
• игры с игрушками-самоделками.
Блок 3. Игры на взаимодействие со сверстниками:
• хороводные игры;
• игры на развитие коммуникативных навыков.
Блок 4. Игры на развитие эмоциональной сферы:
• игры на снижение эмоционального и мышечного напряжения;
• игры для развития эмоциональной выразительности и эмпатии;
игры-самоделки для развития эмоционального мира ребенка.