ЕКАТЕРИНА КАНДРУШИНА
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям
детского сада средствами изобразительной деятельности
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74» Кандрушина Е. А.
г. Нижний Новгород
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Известно, что степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
Наша общая задача - воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. А для этого необходимо создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки, установление эмоционального контакта с ребенком с первых дней пребывания его в детском саду.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не только интересное художественно-эстетическое занятие, но и возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.
Я давно заинтересовалась данной проблемой. Мною были изучены разные методы и технологии. На основании изученной литературы я решила систематизировать работу по созданию благоприятных условий адаптации детей в условиях дошкольного учреждения средствами изобразительной деятельности.
Для этого мною были поставлены следующие задачи.
• Создать условия для снятия эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ средствами изобразительной деятельности.
• Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей.
• Создать эмоционально-комфортную развивающую предметно-пространственную среду.
Развитию изобразительной деятельности в детском саду отводится большая роль. Нельзя упускать этот период в развитии ребенка, потому что дошкольное детство – это период когда происходит многогранное развитие личности, где закладывается фундамент для последующего развития человека. Опыт моей работы показывает, что развитие изобразительной деятельности нетрадиционные способами рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру. Современные нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявлению индивидуальности, самостоятельности и инициативы.
Эффективным методом улучшения эмоционального состояния и укрепления психологического здоровья детей раннего возраста в целом я считаю нетрадиционные техники рисования:
рисование пальчиком, ладошкой;
использование печаток (в том числе из картофеля, моркови и т. д.);
рисование жесткой полусухой кистью, ватными палочками;
маркерами.
Обучение пальчиковому рисованию я провожу в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом, и положением в пространстве. Мы украшали бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет.
Следующая техника рисования ладошкой. Этот метод очень хорошо развивают творчество детей раннего возраста. Они не только видят красу, но и чувствуют ее.
Следующим нетрадиционной формой обучения, которую мы используем в работе, является рисование штрихом.
Мы рисовали пальчиками и ладошками на различные темы: «Солнышко», «Снег идёт», «Зимняя полянка» и другие.
Также я использовала в изобразительной деятельности печатки, которые приобретали и изготавливали с родителями, жесткую сухую кисть, ватные палочки.
Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. Дети в любое время, как только у них возникает потребность, подходят, берут карандаши, бумагу, раскраски и рисуют. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, оставляющими толстые линии. Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, красками, ставить печатки разного цвета и размера, это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры.
С родителями детей проводили следующие формы работы:
• консультации «Нетрадиционные техники рисования», «Рисуем с удовольствием», «Особенности изобразительной деятельности в раннем возрасте», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»;
• практикум для родителей «Как научить ребенка рисовать», Как изготовить печатки (из картофеля, моркови и др);
• оформление альбомов «Мои первые рисунки»;
• выставку методической литературы;
• знакомство с опытом семейного воспитания «Рисуем всей семьёй»;
• привлечение детей и родителей к участию в районных и городских конкурсах по изодеятельности.
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда.
Центр изотворчества с разнообразным изобразительным материалом (карандаши, гуашевые краски, фломастеры основных цветов, кисточки, печатки, ватные палочки, зубные щётки, раскраски, пластилин и т. д.)
В результате моей работы:
• Создан системный подход к адаптации детей раннего возраста к новой среде.
• Обеспечено лёгкое вхождение большинства детей в группу.
• Обеспечено тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
• Расширены знания педагогов о создании условий для успешной адаптации детей.
• Обогащена развивающая предметно-пространственная среда, способствующая адаптации детей.
• Пополнена методическая и дидактическая база группы.