Лучший педагог года

Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Ольга Третьякова
Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

ОПЫТ РАБОТЫ

на тему :

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Воспитатель:

Третьякова Ольга Ивановна

вторая квалификационная

категория

образование средне специальное

стаж педагогической работы

19 лет

г. Тула

2016

Содержание

1. Введение

2. Организация процесса адаптации

3. Теоретическая база опыта

4. Организация деятельности с детьми

Темочки:

7. Результативность

Заключение

1. Введение

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

Различают три варианта протекания адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Актуальность работы. С августа 2005 года я работаю в группе раннего возраста. И каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я сильно беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», «Как с ними работать,так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку.

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать условия образовательной деятельности, которая позволить снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении. Я заметила как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства.

Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов и более, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Анализ уровня адаптации детей в моей группе за 2015-2016 годы показал низкий процент уровня легкой адаптации и преобладающий процент уровня средней.

Цель моей работы : создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.

Задачи: - способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке;

- изучить психофизиологические особенности детей;

- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;

- привлечь родителей к реализации этого плана работы;

-создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.

2. Организация процесса адаптации

Чтобы успешно организовать процесс адаптации в группе раннего возраста

необходимо выделить две группы условий :

1. Создание пространственной предметно-развивающей среды.

Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; дидактические игры, предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка, приподнятая рука.

Зона для художественного творчества - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Конструктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога:

• хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста;

• учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша;

• ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.

3. Теоретическая база опыта

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в ДОУ. Детский сад является тем учреждением, которое может и должно дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. К сожалению, родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят ребенка в группу. В условиях воспитания детей раннего возраста в детском саду индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья.

С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Не все дети, приходя в первый раз в группу, плачут. Многие дети идут в группу без боязни. Им все интересно. Они рассматривают окружающее, сами подходят к заинтересовавшей их игрушке. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже без беспокойства, проходят в группу. Они внимательно наблюдают за действиями, выполняют просьбу. И те и другие дети спокойно отпускают родителей.

Есть дети, которые быстро осваиваются в новой обстановке, находят сами себе занятие. И только при необходимости обращаются воспитателю. У этих детей заметна растерянность и беспокойство лишь в первые дни.

Бывает дети, приходя первый раз в детский сад, не хотят расставаться с мамой, в такой ситуации мама остается в группе на какое-то время. Ребенок чувствует себя спокойно и начинает обращать внимание на окружающее. После небольшого наблюдения, берет понравившуюся игрушку. С мамой он чувствует защищенность, опору. Все приходящие дети ведут себя по-разному. Особенности их поведения определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.

Можно выделить три группы детей :

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидая от них внимания, ласки.

Вторая группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении со взрослыми.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.

Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к взрослым, к детям и бурная радость при встрече с мамой являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.

Дети глубоко переживают расставание с близкими, так как нет опыта общения с посторонними. Чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка к детскому саду.

Дети отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Придя в группу, пока рядом воспитатель, ребенок спокоен, но он держится на расстоянии с другими детьми. Такие дети, в случае невнимания со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности.

У детей третьей группы выявляется потребность в активных самостоятельных действиях при общении со взрослыми.

Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов:

Первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в получении от них ласки, внимания.

Второй этап - потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.

Третий этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы должны пройти все три этапа. Их потребность в

ласке, внимании, просьбе взять их на руки т. д. Адаптация таких детей длительная, с осложнениями (20 дней до 2-3 месяцев.)

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней).

Дети третьей подгруппы – конечный этап является первым, они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней)

Если для поступившего ребенка будет правильно организована игровая деятельность и правильное общение с ним, привыкание его не только не задержится, но и не осложниться. Вот почему необходимо воспитателю знать не только характерные особенности детей, но и этапы их привыкания.

4. Организация деятельности с детьми

Прим вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимается в группу не более 2-3 детей в неделю, так чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.

Первое посещение ребнком детского сада длится 30-40 минут. Цель посещения - формирование у малыша положительного образа воспитателя. В утреннее и вечернее время он вместе с мамой приходит на участок детского сада и наблюдает за деятельностью воспитателя. С этого момента и маме, и малышу предлагается включиться в интересную для всех деятельность: игру с песком и водой, полив цветов, украшение веранды и т. п. Как только ребнок начинает чувствовать себя спокойно, переходим к следующему шагу – посещению группы. Посещение позволяет малышу в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. Ребнок может рассмотреть свой шкафчик для верхней одежды, кроватку. В ходе первой встречи происходит знакомство ребнка с Гномиком– символом нашей группы.

Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребнка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой и остаться в группе в течение 1-2 часов, если необходимо в присутствии мамы, учитывая эмоциональную связь ребнка и мамы. В основе данного подхода лежит теория эмоциональной привязанности ребнка к матери. Если ребнок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, предлагается родителям оставить его в группе на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания ребнка в группе в последующие дни.

Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста остатся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

В своей работе использую потешки для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов:

-Утро («Солнышко», «Утром», «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Оля- Олюшка»).

-Умывание («Кран откройся», «Умывалочка», «Ладушки», «Мыло», «Уши», «Умываемся»).

-Кормление («Просто объедение», «Ешь собачка!», «Игрушки кормили», «Кто скорее допьет?», «Маша и каша», «Про веселый пирожок», «Ай, да суп!»).

- Одевание («Научи обуваться и братца», «Одеваем малыша», «Я одеться сам могу»).

Сон («Спать пора», «Баю-баю», «Тихий час», «Баиньки»). -Расчесывание («Петушок», «Петин гребешок», «Поленился утром Вова»).

Во время утреннего прима детей организуются встреча родителей и малыша, беседа с родителями, рекомендуется попрощаться с ребнком ласково, уверенно и весело, показывая, что страха нет. Оказывается помощь ребнку во время раздевания, проявляется забота о нм.

Используются элементы телесной терапии: берут малыша на руки, обнимают, поглаживают, приглашают пройти в группу. Если малыш принс 14 с собой игрушку, то обращается на не внимание, предлагается малышу назвать е и показать, как он ей играет. Если ребнок плачет, предлагается ему умыться и попить водички. Установлено, что в психически напряжнной стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию, которая затормаживает возникшие отрицательные эмоции. В группе вода находится в одном месте, что бы малыш мог показать, что хочет пить.

Когда прим детей закончен, организуется эмоционально- стимулирующая гимнастика. Она позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игра с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.

В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох помогает ребнку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация, которая дат возможность расслабить мышцы ног, рук и туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, выполняются следующие условия : - играя с ребнком, педагоги чувствуют себя партнром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях; - сопровождают движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организует ритм и темп движения; - текст произносят чтко, эмоционально, с повторениями.

Во время прима пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.

Совместная игра – та деятельность, которая сближает ребнка и взрослого. Инициатором игр в период адаптации всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учтом игровых возможностей детей, места проведения. Дети начинают проявлять активный интерес к своим сверстникам. Двухлетний ребнок сначала предпочитает оставаться в роли наблюдателя. Наблюдая со стороны, ребнок подражает малышу, который успешно справляется с постройкой башни из кубиков. Он может подражать агрессивному поведению ребнка, который отнимает игрушки у других детей. Малыш делает вывод о том, что, подражая «успешному» поведению детей он может добиться желаемой цели.

Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем: - привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнров; - налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; - способствовать развитию познавательных процессов детей; - обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры- драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно-ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах. Ежедневно организуются в группе адаптационные игры, способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Адаптационные игры можно разделить на 3 группы: спокойные коллективные игры, объединяющие подвижные игры, хороводные игры.

Дидактические игры постепенно развивают в детях умение действовать в среде сверстников. Сначала ребнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности. Зарождается интерес к действиям другого ребнка, радость общих переживаний.

Результат первого этапа:

Этот учебный год прошел со своими сложностями и трудностями. Но и, конечно же, заметен положительный результат работы. Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни.

Второй этап плана: заключается в привлечении родителей и педагогов-специалистов к реализации этой темы. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе?

Среди родителей проведено анкетирование по теме «Адаптировался ли ваш ребёнок к детскому саду». Данное анкетирование позволило подтвердить наблюдения по изменению детей за период адаптации.

Дети стали более самостоятельны, общительны идут на контакт со взрослыми, сверстниками в группе, играют в совместные игры, добавился словарный запас. В детский сад малыши идут с желанием - значит им здесь комфортно.

Заключение

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д.

Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы :

-индивидуальные консультации;

-проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;

-открытые детские праздники ДОУ;

знакомство родителей с соответствующей литературой.

Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие :

1. Постепенное заполнение группы (прием 2–3 малышей в неделю).

2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

4. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Проект Составила воспитатель Прозукина Е. М. Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Время.

Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы) В логопедическую группу поступают дети в основном из массовых групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все.

Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ …Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Адаптация детей раннего возраста к новым условиям жизни и воспитания в детском саду. Опыт работы Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог. К. Д.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74».

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Группа раннего возраста «Золотая рыбка» МБДОУ д/с № 22 «Сказка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 30 октября 2016 в 17:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Третьякова (УИ 823058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД