Ольга Третьякова
Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему :
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Воспитатель:
Третьякова Ольга Ивановна
вторая квалификационная
категория
образование средне специальное
стаж педагогической работы
19 лет
г. Тула
2016
Содержание
1. Введение
2. Организация процесса адаптации
Публикация «Опыт работы на тему: „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
3. Теоретическая база опыта
4. Организация деятельности с детьми
7. Результативность
Заключение
1. Введение
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Различают три варианта протекания адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Актуальность работы. С августа 2005 года я работаю в группе раннего возраста. И каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я сильно беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», «Как с ними работать?»,так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку.
Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать условия образовательной деятельности, которая позволить снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении. Я заметила как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства.
Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов и более, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Анализ уровня адаптации детей в моей группе за 2015-2016 годы показал низкий процент уровня легкой адаптации и преобладающий процент уровня средней.
Цель моей работы : создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Задачи: - способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке;
- изучить психофизиологические особенности детей;
- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;
- привлечь родителей к реализации этого плана работы;
-создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.
2. Организация процесса адаптации
Чтобы успешно организовать процесс адаптации в группе раннего возраста
необходимо выделить две группы условий :
1. Создание пространственной предметно-развивающей среды.
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; дидактические игры, предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка, приподнятая рука.
Зона для художественного творчества - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Конструктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога:
• хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста;
• учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша;
• ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
3. Теоретическая база опыта
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в ДОУ. Детский сад является тем учреждением, которое может и должно дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. К сожалению, родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят ребенка в группу. В условиях воспитания детей раннего возраста в детском саду индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья.
С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Не все дети, приходя в первый раз в группу, плачут. Многие дети идут в группу без боязни. Им все интересно. Они рассматривают окружающее, сами подходят к заинтересовавшей их игрушке. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже без беспокойства, проходят в группу. Они внимательно наблюдают за действиями, выполняют просьбу. И те и другие дети спокойно отпускают родителей.
Есть дети, которые быстро осваиваются в новой обстановке, находят сами себе занятие. И только при необходимости обращаются воспитателю. У этих детей заметна растерянность и беспокойство лишь в первые дни.
Бывает дети, приходя первый раз в детский сад, не хотят расставаться с мамой, в такой ситуации мама остается в группе на какое-то время. Ребенок чувствует себя спокойно и начинает обращать внимание на окружающее. После небольшого наблюдения, берет понравившуюся игрушку. С мамой он чувствует защищенность, опору. Все приходящие дети ведут себя по-разному. Особенности их поведения определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить три группы детей :
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидая от них внимания, ласки.
Вторая группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении со взрослыми.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.
Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к взрослым, к детям и бурная радость при встрече с мамой являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.
Дети глубоко переживают расставание с близкими, так как нет опыта общения с посторонними. Чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка к детскому саду.
Дети отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Придя в группу, пока рядом воспитатель, ребенок спокоен, но он держится на расстоянии с другими детьми. Такие дети, в случае невнимания со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности.
У детей третьей группы выявляется потребность в активных самостоятельных действиях при общении со взрослыми.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов:
Первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в получении от них ласки, внимания.
Второй этап - потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.
Третий этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы должны пройти все три этапа. Их потребность в
ласке, внимании, просьбе взять их на руки т. д. Адаптация таких детей длительная, с осложнениями (20 дней до 2-3 месяцев.)
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней).
Дети третьей подгруппы – конечный этап является первым, они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней)
Если для поступившего ребенка будет правильно организована игровая деятельность и правильное общение с ним, привыкание его не только не задержится, но и не осложниться. Вот почему необходимо воспитателю знать не только характерные особенности детей, но и этапы их привыкания.
4. Организация деятельности с детьми
Прим вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимается в группу не более 2-3 детей в неделю, так чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.
Первое посещение ребнком детского сада длится 30-40 минут. Цель посещения - формирование у малыша положительного образа воспитателя. В утреннее и вечернее время он вместе с мамой приходит на участок детского сада и наблюдает за деятельностью воспитателя. С этого момента и маме, и малышу предлагается включиться в интересную для всех деятельность: игру с песком и водой, полив цветов, украшение веранды и т. п. Как только ребнок начинает чувствовать себя спокойно, переходим к следующему шагу – посещению группы. Посещение позволяет малышу в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. Ребнок может рассмотреть свой шкафчик для верхней одежды, кроватку. В ходе первой встречи происходит знакомство ребнка с Гномиком– символом нашей группы.
Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребнка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой и остаться в группе в течение 1-2 часов, если необходимо в присутствии мамы, учитывая эмоциональную связь ребнка и мамы. В основе данного подхода лежит теория эмоциональной привязанности ребнка к матери. Если ребнок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, предлагается родителям оставить его в группе на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания ребнка в группе в последующие дни.
Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста остатся взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В своей работе использую потешки для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов:
-Утро («Солнышко», «Утром», «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Оля- Олюшка»).
-Умывание («Кран откройся», «Умывалочка», «Ладушки», «Мыло», «Уши», «Умываемся»).
-Кормление («Просто объедение», «Ешь собачка!», «Игрушки кормили», «Кто скорее допьет?», «Маша и каша», «Про веселый пирожок», «Ай, да суп!»).
- Одевание («Научи обуваться и братца», «Одеваем малыша», «Я одеться сам могу»).
Сон («Спать пора», «Баю-баю», «Тихий час», «Баиньки»). -Расчесывание («Петушок», «Петин гребешок», «Поленился утром Вова»).
Во время утреннего прима детей организуются встреча родителей и малыша, беседа с родителями, рекомендуется попрощаться с ребнком ласково, уверенно и весело, показывая, что страха нет. Оказывается помощь ребнку во время раздевания, проявляется забота о нм.
Используются элементы телесной терапии: берут малыша на руки, обнимают, поглаживают, приглашают пройти в группу. Если малыш принс 14 с собой игрушку, то обращается на не внимание, предлагается малышу назвать е и показать, как он ей играет. Если ребнок плачет, предлагается ему умыться и попить водички. Установлено, что в психически напряжнной стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию, которая затормаживает возникшие отрицательные эмоции. В группе вода находится в одном месте, что бы малыш мог показать, что хочет пить.
Когда прим детей закончен, организуется эмоционально- стимулирующая гимнастика. Она позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игра с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.
В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох помогает ребнку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация, которая дат возможность расслабить мышцы ног, рук и туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, выполняются следующие условия : - играя с ребнком, педагоги чувствуют себя партнром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях; - сопровождают движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организует ритм и темп движения; - текст произносят чтко, эмоционально, с повторениями.
Во время прима пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.
Совместная игра – та деятельность, которая сближает ребнка и взрослого. Инициатором игр в период адаптации всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учтом игровых возможностей детей, места проведения. Дети начинают проявлять активный интерес к своим сверстникам. Двухлетний ребнок сначала предпочитает оставаться в роли наблюдателя. Наблюдая со стороны, ребнок подражает малышу, который успешно справляется с постройкой башни из кубиков. Он может подражать агрессивному поведению ребнка, который отнимает игрушки у других детей. Малыш делает вывод о том, что, подражая «успешному» поведению детей он может добиться желаемой цели.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем: - привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнров; - налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; - способствовать развитию познавательных процессов детей; - обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры- драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно-ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах. Ежедневно организуются в группе адаптационные игры, способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Адаптационные игры можно разделить на 3 группы: спокойные коллективные игры, объединяющие подвижные игры, хороводные игры.
Дидактические игры постепенно развивают в детях умение действовать в среде сверстников. Сначала ребнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности. Зарождается интерес к действиям другого ребнка, радость общих переживаний.
Результат первого этапа:
Этот учебный год прошел со своими сложностями и трудностями. Но и, конечно же, заметен положительный результат работы. Дети привыкли к режиму детского сада, научились играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку с родителями, хорошо спят и у них не пропадает аппетит. Мы можем не тревожиться. Дети готовы к новым изменениям в своей жизни.
Второй этап плана: заключается в привлечении родителей и педагогов-специалистов к реализации этой темы. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребёнок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе?
Среди родителей проведено анкетирование по теме «Адаптировался ли ваш ребёнок к детскому саду». Данное анкетирование позволило подтвердить наблюдения по изменению детей за период адаптации.
Дети стали более самостоятельны, общительны идут на контакт со взрослыми, сверстниками в группе, играют в совместные игры, добавился словарный запас. В детский сад малыши идут с желанием - значит им здесь комфортно.
Заключение
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т. д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы :
-индивидуальные консультации;
-проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
-открытые детские праздники ДОУ;
знакомство родителей с соответствующей литературой.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие :
1. Постепенное заполнение группы (прием 2–3 малышей в неделю).
2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
4. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).