лена проз
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Составила
воспитатель Прозукина Е. М.
Педагогический проект
Тема проекта:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Время реализации проекта: Июль - сентябрь 2016года.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Вид проекта: краткосрочный практико-ориентированный.
Участники проекта: дети 2 группы раннего развития, родители детей 2 группы раннего развития,воспитатель Прозукина Е. М.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Направленность работы: исследовательская.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду.
7. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
8. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
9. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
10. Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
11. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
12. Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений.
Сентябрь 2016 год
Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Этапы проекта:
Организационный этап:
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
разработка конспектов адаптационных занятий, совместное мероприятие с родителями и консультаций для родителей;
пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;
разработка анкет для родителей.
Основной этап:
реализация проекта в соответствии с планом.
Итоговый этап:
анализ проведенной работы;
диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.
3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
4. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Игры используемые :
Подвижные игры:Путешествие в осений лес,У медведя во бору, Пузырь,Самолеты,Дождик,Зайка серый умывается,Жуки,Зайки пляшут у ручья.
Сюжетно-ролевые игры:Кукла Маша первый раз пришла в садик. День в детском саду. Кормим куклу. Куклу укладываем спать. Путешествие.
Дидактические игры:Открой дверцу,кто там?Мышки и норки. Отгадай что это,Найди пару.
Пальчиковые игры:Ладушки испекли оладушки,Прятки,Сорока-белобока,Пальчик-мальчик,Зайка,У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде,Упрямая мышь, Апельсин,Мышь,Шарик, Паучок,Капуста,Торт.
Артикуляционные игры:«Улыбнись мне»,«Варенье»,«Дуем на горячий чай», «Белка грызет орешки».
Театрализованная деятельность: Инсценировка сказок :репка,теремок,петух и собака,курочка ряба,цыпленок и утенок.
План работы с родителями.
Анкетирование родителей.
Индивидуальная беседа с родителями.
Раздача листовок с рекомендуемой играми и книгами.
План работы в группе:
Первый день. Знакомство с группой, режимом дня,режимными моментами,совместная деятельность.
1Рассматриваем игрушки,дидактические игры,столики где кушаем и занимаемся,туалет.
2Утренняя гимнастика.
Раз,два,три,четыре,пять-будем вместе мы играть.
Бубен в руки ты бери-и за мной скорей беги.
Мы весело побегаем,побегаем,побегаем.
Мы весело попрыгаем,попрыгаем,попрыгаем.
А теперь мы постоим в бубен звонко погремим.
Раз,два,три четыре,пять,побежали мы опять.
3Подвижная игра:Зайки пляшут у ручья.
4Дидактическая игра:Мышки и норки.
5Сюжетно-ролевая игра:Кукла Маша пришла в садик.
6Артикуляционная игра:Поцелуй воздушный,оближем варенье.
7Пальчиковая игра:Ладушки,ладушки;мышка;упорная мышь.
8Здравствуй мама- встречаем маму.
Второй день и последующие дни.
Продолжаем знакомить с режимом дня,режимными и организационными моментами.
1Рассматриваем игрушки,дидактические игры,книжки.
2Утренняя гимнастика.
3Подвижная игра:Зайки
4Пальчиковая игры: Ладушки,ладушки;мышка;упорная мышь
5Артикуляционная игры:оближем варенье.
6Завтрак.
7Театральная деятельность:сказка теремок.
8Подвижная игра:Мы ногами громко топаем когда сидим на диване
10Индивидуальная работа с детьми с тяжелой адаптацией :сюжетно-ролевая игра кукла Маша в саду.
11Идем гулять. Одеваемся. Потешки.
12Строимся паровозиком-учимся ходить парами.
13Подвижная игра:У медведя во бору.
14Игры с песком:Строим гору,учимся делать куличики-украшаем гору.
15Наблюдаем за природой рассматриваем птичек.
16Пальчиковые игры:Ладушки.
17Садимся на паровоз. -Строимся парами идем в группу-поем песенку.
18Переодеваемся-Башмачки свои снимай,в шкаф скорее убирай.
19Умываемся-Водичка водичка умой мое личико.
20Бери ложку бери хлеб и садись есть свой обед.
21Мы поели мы попили за еду поблагодарили.
Спасибо сказали и спать побежали.
22Зарядка после сна. Дыхательная гимнастика качели.
23Одеваемся собираемся,кушать собираемся.
24Дидактическая игра:Найди пару.
Адаптационные занятия.
Занятие 1:Путешествие в осенний лес.
На игровой площадке раскладываются грибы и ягоды.
Раз, два три,четыре, пять выходи скорей гулять.
Друга за руки бери и в осенний лес веди
Друга ты не отпускай чтоб в лесу не потерять
Дети идут парами,по кругу,по сигналу воспитателя повторяют движения
через лужи перешагивают — высоко поднимают ноги,через ручьи — перепрыгивают,под ветками — нагибаются. Пришли на полянку дети остановились ищем грибы и ягоды собирают. После сбора рассматривают,что собрали. Рассматривают картинки. Ищем одинаковые.
Ход занятия: Дети сидят на своих местах. Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Только нам надо держатся вместе Друга за руки бери и в осенний лес веди. Друга ты не отпускай чтоб в лесу не потерять. Воспитатель ведет детей на игровую площадку. По пути перешагивая через лужи,перепрыгивая через ручьи. Мы в лес пришли ягоды грибы нашли,надо быстро их собрать и домой бежать. Дети собирают грибы и ягоды по сигналу воспитателя и бегут на свои места. Рассматриваем картинки. Ох как много мы грибов и ягод набрали. Это малинка,это земляничка,это лисичка,а вот еще одна,а это белый гриб. Давайте найдем одинаковые грибы и ягоды. Вот сюда давайте класть лисички,сюда белые,здесь малинка,тут земляничка.
А теперь давайте мы «вымоем» наши грибы и ягоды. Повторяем движения за воспитателем:
Мы помоем очень чисто ягодку малинку,
и оставим на пирог вот.
Сполоснем мы земляничку очень,очень-чисто и отправим в рот.
Вымоем лисички,и положим в суп
Белые грибочки мы положим тут.
Мы покушали земляничку. Давайте теперь торт делать.
Тесто ручками помнем,раскатаем тесто
и сгущенкой мазнем,чтоб не было пресно.
Сверху слой еще кладем и вареньем смажем.
Сверху слой еще кладем кремом мы на мажем.
Теперь будем украшать ягодкой малинкой.
Так. Торт приготовили. Теперь надо суп сварить.
Берем кастрюлю. кладем лисички.
Мы сегодня сварим суп,а в него положим лук,
Вкусные грибочки, молочка туда на льем,на плиту поставим. Дружно помешаем. А еще мы с вами белых грибов набрали будем их сушить.
Берем шнурок и помогаем малышам на низать картинки на шнурок.
Какие мы молодцы столько всего сделали. Давайте похлопаем друг другу.
Занятие 2 «Доктор».
Когда кто-то плачет.
Сегодня Арсению очень грустно. Наверное он заболел. Давайте его лечить. Ну-ка ближе подойди, На меня ты погляди. Глазки смотрят (заглядываем ребенку в глаза,Ушки слышат (заглядываем в ушко).А ротик открой (заглядываем в глаза).Где животик (щекотим животик)Спинка где (смотрим спинку)Ручки машут (машем ручками)Ножки пляшут (ну по топай).Ну и градусник поставим (кладем под мышку руку-достаем смотрим)Здоров!
Кого еще полечить?
Занятие 3 «Кто,Где,Куда»?
Когда кто-то плачет.
Давай оглядим все вокруг,как много интересного происходит тут. Ой,смотри вон там в окошке,разлеглась и дремлет кошка. (показываем на окошко)-Кошка кошка выгляни в окошко. А вон там самолет,он отправился в полет. (показываем на небо)-кричим громко самолет. Вон туда смотри дружок, грузовик поехал вбок (показываем на дорогу)-кричим громко грузовик. Птичка села на ограду ей лететь от кошки надо-птичка улетай. И т. д.
Занятие 4 «Мы не плачем не ревем мы играть идем»
Когда кто-то плачет,когда надо собрать игрушки (или заранее разложить не большие игрушки)
Мы не плачем не ревем мы сейчас искать пойдем. Мы пойдем мы пойдем формочку найдем,мы пойдем мы пойдем щенка найдем. Итд.
Занятие 5 «Ищем клад»
Когда кто-то плачет, предварительно в песочнице надо оставить мелкие игрушки.
Я беру свою лопатку и найду огромный клад!Кто со мной пойдет за кладом,берем лопаты и вперед. Подходим к песочнице и копаем. Когда кто-то что-то находит надо громко кричать «клад!»
Занятие 6 «Найди красивый камешек».
Когда кто-то плачет. ( материал:камешки или заранее подобранные или просто много камешков)
Мы сегодня ищем камень изумруд или брильянт. Берем ребенка за руку и рассматриваем камешки, отбираем красивые,гладкие или колючие.
Занятие7 «Волшебный мешочек».
Когда кто-то плачет.
Посмотри что покажу. Есть у меня волшебный мешочек,все что угодно найдешь ты в нем. Давай засунь руку-достаем посмотрим. Достаем что-то одно.
Совместное мероприятие с родителями на участке группы.
Сценарий весеннего развлечения в первой младшей группе совместно с родителями «Путешествие в осенний лес»
Цель: Содействовать гармоничному развитию детей.
Задачи:
1. Создать у детей и взрослых праздничное настроение от совместной деятельности.
2. Развивать творческое воображение детей, способность и умение передавать образы через двигательную деятельность.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: Игрушки зайца, лисы, медведя,зонтик.
Ход развлечения:
Дети и взрослые собираются на площадке под веселую музыку.
Ведущий:
Смотрите, как красиво у нас на участке! Как в настоящем лесу! Сейчас мы отправимся в веселое путешествие по нашему осеннему лесу.
Вед: Всех друзей катать повёз
Наш весёлый паровоз.
И звучит гудок: «Ту-ту,
Прокачу я детвору!»
Вед: Ребята, садитесь в наш веселый паровозик и поедем в осенний лес.
Звучит музыка «Поезд».
( Детки и взрослые изображают паровозик: встают друг за другом, держат друг друга за пояс)
Ведущая: (одевает на руку зайчика)
В паровозик прыгнул Зайчик –
Он послушный очень мальчик!
Зайчик тоже знает, что осень наступает.
Снимет шубку серую, а оденет (какую) - белую.
Вед: А давайте мы попрыгаем, как зайчики вместе с нашим зайчиком.
Подвижная игра «Зайки пляшут на лужайке»
Ведущая: (одевает на руку медведя)
И Медведя паровоз
Покатать с собой повёз!
Мишка хочет с вами, ребятки, поиграть в игру
подвижная игра «У медведя во бору»
Ведущая: Паровозик постарался,
Чтобы каждый покатался!
Ведущая: Ребята, посмотрите какое яркое солнышко в нашем лесу. А давайте, мы еще поиграем.
Музыкальная игра «Солнышко и дождик»
Ведущий. Вот и кончился дождик.
Славно мы повеселились.
Поиграли, пошутили.
Но теперь пришла пора
Расставаться, детвора!
А поедем, мы домой на поезде. Садитесь в паровоз!
Песня «Паровоз»
Дети и взрослые возвращаются на паровозике домой.
Анализ проведенной работы.
При знакомстве с родителями,проводилось анкетирование.
Ответы анкет оценивались: как готов к ДОУ-55-40 баллов;условно готов-39-24балла;не готов-23-16баллов. Согласно анализу анкет: Из18 детей :5-детей не готовы к садику;8-детей условно готовы к садику;5-детей готовы к садику.
Ежедневно наблюдая за детьми, наблюдая их состояние я оценивала его по параметрам:
Не плачет-Психологическое состояние:1 балл-если ребенок не упокаивается,постоянно плачет;2 балла-если ребенок плачет переодически или плачет при приходе в сад. ;3балла-если ребенок не плачет,идет в салик охотно.
Играет-Ребенок занимается с игрушками,имеет предпочтения,желания, учится общатся в группе:1-балл-ребенок не играет,игрушки не заинтересовывают его,не общается; 2балла-ребенок играет неохотно,предпочтений нет; 3-ребенок играет охотно,имет предпочтения,учится общатся в группе.
Занимется-Участвует в организованой деятельности группы: танцует,подпевает, действует по сигналу воспитателя:1 балл-ребенок только смотрит,не участвует в организованой деятельности;2балла-ребенок участвует нерешительно,без интереса;3балла-ребенок участвует активно,с удовольствием.
Ест-Ребенок кушает:1балл-ребенок не ест,упоминание о еде нервирует;2балла-ребенок кушает не охотно,не завтракает,сьедает только самое вкусное,любимое;3балла-ребенок ест хорошо.
В ходе наблюдения было отмечено: что 5 детей адаптировались легко ;8-детей адаптировались с некоторыми трудностями:плачь по утрам,снижение апетита,нежелание играть,но дети довольно быстро справились с ними и у них появились положительные эмоции;5-детей адаптировались очень тяжело, они были не готовы к: разлуке с мамой и близкими,режиму дня,нахождению в коллективе.
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально -игровую) ;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали учиться общаться друг с другом.