МААМ-картинки

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Александра Соколова
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

Различают три варианта протекания адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Актуальность работы. С августа 2005 года я работаю в группе раннего возраста. И каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я сильно беспокоилась, ставя перед собой вопрос: «Какие эти дети?», «Как с ними работать,так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку.

Время изменилось. Изменились и взрослые, и дети. Поэтому моя задача создать условия образовательной деятельности, которая позволить снизить психофизиологическую нагрузку у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении. Я заметила как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства.

Сильно волновались родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и на физическом здоровье детей.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 часов и более, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и т. д.

От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Анализ уровня адаптации детей в моей группе за 2010-2014 годы показал низкий процент уровня легкой адаптации и преобладающий процент уровня средней.

Цель моей работы : создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.

Задачи: - способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке;

- изучить психофизиологические особенности детей;

- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;

- привлечь родителей к реализации этого плана работы;

-создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.

Организация предметно-развивающего пространства

Одной из главных задач организации предметно-развивающего пространства является создание условий для игрового общения детей, в ходе которого дети закрепляют знания, умения, правила, основы которых закладываются на занятиях и в совместной со взрослыми деятельности.

Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан сенсомоторный центр «Познавай-ка», где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы разные по форме, цвету, величине, по функциональному назначению, различные виды шнуровок, способствующих развитию мелкой моторики рук. Количество оборудования позволяет сделать центр постоянно обновляющимся и развивающимся, так как сменный игровой материал хранится в шкафах этого центра. Размещение видового разнообразия игрового оборудования сомасштабно глазам, рукам, росту детей. Тем самым обеспечивается свободный доступ детей к игрушкам. Пособия доставляют радость и удовольствие детям, побуждают их к активной игровой деятельности.

Возрастной потребностью детей раннего возраста является потребность в движении. Этому способствует большое открытое пространство группы, в котором есть небольшие рекреации для реализации двигательной активности, а именно есть качели, машины, коляски, мягкие модули.

В центре физического развития находятся обручи, шнуры для перешагивания перепрыгивания, массажные коврики, мячи, игрушки-каталки, кегли.

Созданные в центре условия позволяют малышам через движение познавать и реализовать собственные телесные возможности.

Самостоятельная игра ребнка полутора – двух лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе среда наполнена разнообразным игровым материалом и оборудованием. Это игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, богатой корзиной продуктов и т. п. Игровое оборудование внешне и функционально максимально приближено к реальным предметам быта. Центр сюжетно-ролевой игры способствует бытовой социализации детей, позволяет малышам развивать разнообразные сюжеты элементарных ролевых игр. В этом же центре организуются игры с песком и водой. Две мкости наполняются песком и водой. Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, губки, леечки, ведрки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

В центре «Книжки малышкам» представлено большое разнообразие интересно оформленных книг, изготовленных из разных материалов. Это разного формата и размера картонные книги-гармошки, книги-панарамы, книжки-малышки, книги-раскладушки, книги со звуковым сопровождением или мелодией. Привлекательность книг способствует формированию у детей с раннего возраста интереса к книге, желание слушать и рассматривать иллюстрации.

Ряженье – необходимый атрибут группы раннего возраста. С помощью взрослого дети наряжаются в платочки, платьица, юбочки, накидки, шапочки, маски и т. п. Принятие образа и роли героя сказки или потешки развивает в детях креативность мышления, желание реализовать свой творческий потенциал. На импровизированной сцене дети демонстрируют свои творческие способности: исполняют песни, рассказывают стихотворения, музицируют на музыкальных инструментах: погремушках, бубнах, барабанах.

Предметно-развивающее пространство группы постоянно совершенствуется, дополняется современными дидактическими пособиями, игровым материалом.

Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста наиболее рациональна, так как она учитывает основные направления развития детей раннего возраста.

Работа с родителями

На первом родительском собрании родителей в июне-июле детально знакомим с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график прима детей, длительность ежедневного пребывания ребнка в группе.

В работе с родителями использую анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы, родительские собрания.

Стараюсь по мере возможности, знакомиться с каждым ребенком до поступления его в детский сад. Узнаю особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаю внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываю о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями, стараюсь корректно указать на характерные ошибки, даю совет, как отучить малыша от нежелательных привычек. Помочь своевременно сформировать необходимые навыки, полезные привычки. Приглашаю родителей посетить нашу группу с ребенком, чтобы они посмотрели, в каких условиях он будет находиться, знакомлю малыша с детьми, показываю игрушки, развивающую среду, место для прогулок.

Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли он часто болеть? Насколько быстро адаптируется? Чтобы ребёнку легче было войти в новую среду, чтобы гладко и легко прошёл период адаптации, я заранее с родителями вела беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавала анкеты, затем делала вывод о том, как правильно принять ребёнка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья детей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, давались полезные советы по адаптации детей. С родителями проводились различные индивидуальные консультации.

Результат второго этапа: показал, что прислушиваясь к мнению воспитателей, дети этих родителей адаптируются быстрее от того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена.

В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребенка.

Таким образом, тема «Адаптация детей младшего дошкольного возраста» дала положительные конкретные результаты.

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Проект Составила воспитатель Прозукина Е. М. Педагогический проект Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Время.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ «Отчет по летне-оздоровительной работе в детском саду» Выполнила: воспитатель Власова. С. А Во время летней работы я работала над проектом.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74».

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения "Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям»Фотоотчет «Адаптация детей раннего возраста к новым условиям» Дабы не упустить ни малейшего мгновения, как растут мои детки, начала фотографировать их с самых первых дней. Хочу, чтобы ничего не проходило.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные вид Методическая разработка на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные виды изобразительной.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Тема «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» является актуальной, так как период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. Проблема.

Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: Третьякова Ольга Ивановна вторая квалификационная.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Группа раннего возраста «Золотая рыбка» МБДОУ д/с № 22 «Сказка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 20 января 2017 в 16:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Соколова (УИ 1013523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД