Евгения Лапшина
Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей
▼ Скачать
+ Заказать документы
Семья – очень важное, очень ответственное дело человека, семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
А. С. Сухомлинский
Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют : в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по физическому развитию и укреплению здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всестороннее гармоническое развитие детей начиная с самого раннего возраста требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий.
Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, потому что, она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.
Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и в семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется.
Необходимо, чтобы ЗОЖ (занятия физической культурой, гигиена, закаливание) стал привычкой. Нельзя, чтобы дети вели ЗОЖ только в детском саду, а за его приделами нарушали все его устои. Необходимо чтобы и окончив детский сад, воспитанники продолжали вести ЗОЖ. Поэтому необходимо тесное сотрудничество с родителями, потому, что именно они будут вести ребенка на протяжении всей его жизни.
Теперь немного о ФГОС ДОО.
В основных принципах дошкольного образования (ФГОС) прописано: Сотрудничество организации с семьёй.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Решение этой задачи основанно на профессиональной грамотности педагога.
Стандарт является основой для: оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Обеспечетить психолого-педагогические условия:
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Создать социальную ситуацию развития, которая:
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В Концепции дошкольного воспитания прописано :
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.
Цели работы ДОО по взаимодействию с родителями :
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы взаимодействия детского сада и семьи :
1) Традиционные.
1. Посещение семьи ребёнка.
2. Наглядная пропаганда.
3. День открытых дверей.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.) . После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Также в день открытых дверей приглашают родителей принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДУ.
4. Беседы.
5. Консультации.
6. Семинары практикумы.
7. Родительские собрания. Являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Очень важно чтобы тему и вид собрания педагоги определили вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка.
2) Нетрадиционные.
1. Семейные клубы
2. Интерактивная игра
3. “Родительская почта”
4. “Телефон доверия”
5. Сайт ДОО
6. Библиотека игр
7. Кружок
8. Вечера вопросов и ответов
9. Встреча за круглым столом
10. Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми.
11. Приобщить родителей к педагогической литературе. Значит находить точки соприкосновения в воспитании детей. Поэтому в детском саду и группе надо иметь педагогическую библиотеку, которая должна быть литература по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы: традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т. д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
12. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
13. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.
14. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.
15. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Физическое воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста.
Целью образования дошкольников в области физической культуры является - формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребёнка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания :
1. Оздоровительные.
2. Образовательные.
3. Воспитательные.
Средства физического воспитания
1. Физические упражнения
2. Гигиенические факторы
3. Естественные силы природы
Формы занятий физическими упражнениями :
1. Занятия физическими упражнениями
2. Индивидуальные занятия
3. Самостоятельная двигательная деятельность детей
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия :
- гимнастика после сна;
- физкультминутка;
- подвижные игры и упражнения между занятий и на прогулке.
4. Физкультурно-массовые мероприятия:
- физкультурный досуг;
- физкультурные праздники.
Приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни в моей группе проходит следующим образом:
1. Наглядная информация (передвижки, картотеки игр и упражнений, рекомендации и т. д.).
2. Совместные физкультурные праздники и зарядки с родителями.
3. Информационный стенд динамики достижений детей по физической культуре.
4. Фотовыставки.
5. Индивидуальные рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей.
6. Родительские собрания по здоровому образу жизни.
7. Совместные физкультурные досуги (выходного дня) с родителями и детьми.
8. Знакомство родителей с литературой по данной теме.
9. Анкетирование.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало :
1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей).
3. Профилактика ранних заболеваний.
4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре.
5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
7. Обеспечение профилактики детского травматизма.
8. И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.