МААМ-картинки

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

Тимершина Гульнур
Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие с семьями воспитанников

как участниками образовательных отношений.

В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании ребенка.

В настоящее время существует необходимость в плодотворном сотрудничестве дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников для успешного формирования процесса обучения. Ведь семья – это первая социальная группа, социальный институт, в котором пребывает ребенок. Семья всегда защитит, убережет и даст поддержку, а для ребенка дошкольного возраста это очень важно.

Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений» размещена в разделах

Во многих социальных институтах пребывания детей дошкольного возраста внедряют и развивают программу по взаимодействию с семьями воспитанников.

В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, и я с этим мнением полностью согласна.

Такие нормативно-правовые акты Российской Федерации, как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон «Об образовании» и другие регламентируют семейные отношения с юридической точки зрения и акцентируют внимание, на том, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

Ранее в нашей стране практиковалась методика воспитания личности обществом, сейчас же политика воспитания сводится к тому, что основной институт воспитания – семья. В связи с вышеизложенным, дошкольные образовательные учреждения практикуют программы взаимодействия с родителями воспитанников.

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но ещё и партнёр родителей по их воспитанию.

Данная методика имеет множество преимуществ: контроль родителей над воспитательным процессом детей в дошкольных образовательных учреждениях, возможность участия родителей в воспитании детей, находящихся в данном социальном институте, взаимодействие педагогов и родителей. В повышении эффективности образовательного процесса свою роль играет и знание индивидуальных особенностей своего воспитанника, которое постигается в процессе знакомства и взаимодействия педагога с семьей.

А самое главное в этой методике то, что она дает возможность придерживаться единого процесса воспитания ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Я решила изучить процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Как и в любой работе, процесс взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников должен быть основан на определенных принципах.

Принципы взаимодействия :

1. Открытость. Процесс воспитания детей в детском саду должен быть отрытым. Родители должны получать всю интересующую их информацию, касающуюся процесса обучения и нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

2. Диагностика. Как и в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, в процессе обучения могут возникать некоторые проблемы. В данном случае необходима взаимопомощь семейного института ДОУ и, наоборот, когда это потребуется.

3. Развитие. Детям необходима поддержка в развитии интересов и потребностей, как со стороны дошкольного образовательного учреждения, так и семьи.

4. Сотрудничество. Сотрудничество родителей воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений должно носить постоянный характер.

5. Активная среда. Необходимо придерживаться единого принципа воспитания и развития личности в методах дошкольного образовательного учреждения и семьи.

А для формирования доверительных отношений между работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанника необходимы такие условия, как:

Изучение семей. Каждая семья индивидуальна, так же как и родители, воспитывающие детей. В каждой семье есть свои особенности, свои ценности, своя система воспитания, наказания и поощрения. Родители могут отличаться в силу их образования, личных взглядов, опыта, возраста, социального статуса, культурного уровня.

Доступность информации. Родители должны получать всю интересующую их информацию.

Работа педагога должна быть направлена не только на работу с детьми, но и с их семьями.

Работу с родителями, я думаю, можно разбить на несколько этапов:

1. Изучение семей. Для начала работы на этом этапе предлагается проведение анкетирования родителей с целью изучения их потребностей. Анкетирование станет хорошим помощником для дальнейшего построения работы с родителями воспитанников.

2. Строим отношения. На этом этапе воспитателю необходимо найти контакт с семьями воспитанников. Наладить с ними доброжелательные, доверительные отношения. Нужно найти подход к каждой семье, чтобы заинтересовать сотрудничеством с дошкольным образовательным учреждением.

3. Ребенок. Всегда необходимо делиться поведением, развитием и восприятием детей в дошкольном образовательном учреждении с семьями. Семья, в свою очередь, тоже должна делиться с воспитателями нужной информацией о ребенке. В данном случае будет складываться целостная картина о каждом дошкольнике. Оценить его можно будет не только в стенах дома, но и в образовательном учреждении.

4. Проблемы. Родителям необходимо делиться с педагогом проблемами воспитания, если они возникают. Педагог, в свою очередь, должен помочь семье преодолеть эту трудность.

5. Исследуем и формируем. Это самый сложный и длительный этап. Этап, когда педагог оценивает каждого ребенка, находит подходы к нему, его семье и с помощью родителей занимается процессом формирования его как личности.

В практике по взаимодействию с семьями воспитанников мы применяем как традиционную, так и нетрадиционную формы.

По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения, такие как:

1. Родительское собрание. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т. д.

2. Открытые занятия.

Родители знакомятся с процессом организации и проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении. Можно провести общее занятие по изобразительному искусству, организовать кукольный театр или подвижные игры с родителями. Провести интеллектуальное занятие на знание загадок, сказок, и др.

3. «Дни открытых дверей».

На сегодняшний день почти каждый родитель слышал о дне открытых дверей. День открытых дверей проводят в садиках, школах, учреждениях среднего профессионального и высшего образований. Они приобрели большую популярность.

4. Дни добрых дел.

В так называемые «дни добрых дел» можно организовать проведение субботника в группах детского садика или на площадках. Можно провести подготовку перед каким-либо большим праздником (украсить группы, актовый зал). Также в дни добрых дел можно организовать генеральную уборку: вымыть игрушки, посуду, мебель, постирать постельное белье, произвести ремонт игрушек, мебели, группы.

5. Индивидуальные консультации.

Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

А еще бывают досуговые формы организации общения. Они призваны устанавливать неформальные отношения между родителями и педагогами, а также более доверительные отношения между детьми и родителями. Их можно назвать множество: это праздники, утренники, концерты, соревнования, эстафеты, чаепития, кружки, секции, клубы выходного дня и т. д. Такие мероприятия помогают сблизить участников педагогического процесса, создать эмоциональный комфорт в группе.

Можно организовать различные выставки поделок, картин, которые будут демонстрировать совместную работу родителей с детьми.

«Замечательно сближают совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Время в походе можно провести полезно: изучить природу, заняться приготовлением еды на костре, провести различные конкурсы, эстафеты, соревнования» .

На сегодняшний день, учитывая опыт прошлых лет, сложилась система воспитания подрастающего поколения из двух ветвей: семьи и общества. Невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.

Я считаю, что успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. «Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации дошкольных образовательных учреждений, и тем самым создастся атмосфера взаимоуважения». А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Публикации по теме:

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений. Экология. Познавательное развитие. Старшая группа Месяц Тема занятия Программное содержание Сентябрь Как все живое растет? Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов;.

Доклад «Взаимодействие с семьями воспитанников в проектной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №5 «Тополек» Доклад на тему:.

Интерактивные формы работы с участниками образовательных отношенийИнтерактивные формы работы с участниками образовательных отношений Так звучала тема моего выступления на Второй Межмуниципальной конференции учителей-логопедов (дефектологов)"Применение инновационных образовательных.

Модели взаимодействия с семьями воспитанников Модели взаимодействия с семьями воспитанников Совместные мероприятия педагогов и родителей Совместные мероприятия педагогов, родителей и.

Организация работы с семьями воспитанников ДОУ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. Е. А. Мухачёва.

План реализации проекта по формированию партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников План реализации проекта «Формирование партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников в процессе.

Правила взаимодействия с семьями воспитанников Задачи работы с родителями • Изучение интересов, мнений и запросов родителей. • Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации.

Проект по формированию партнерских отношений с семьями воспитанников ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«Формирование партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников в процессе воспитания.

Взаимодействие с семьями воспитанников 1 младшей группы в рамках реализации проекта «Шаг навстречу»Взаимодействие с семьями воспитанников 1 младшей группы в рамках реализации проекта «Шаг навстречу» Актуальность: Сегодня изменилось отношение государства к семье. Принят новый федеральный закон об образовании, вводится государственный.

Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации ФГОС Сколько бы мы ни прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже седой ветеран продолжает ссылаться на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 18:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений» (включая файлы) размещена пользователем Тимершина Гульнур (УИ 366963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД