Тимершина Гульнур
Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьями воспитанников
как участниками образовательных отношений.
В своей статье я бы хотела рассказать о роли семьи в воспитании ребенка.
В настоящее время существует необходимость в плодотворном сотрудничестве дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников для успешного формирования процесса обучения. Ведь семья – это первая социальная группа, социальный институт, в котором пребывает ребенок. Семья всегда защитит, убережет и даст поддержку, а для ребенка дошкольного возраста это очень важно.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Во многих социальных институтах пребывания детей дошкольного возраста внедряют и развивают программу по взаимодействию с семьями воспитанников.
В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность, и я с этим мнением полностью согласна.
Такие нормативно-правовые акты Российской Федерации, как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Закон «Об образовании» и другие регламентируют семейные отношения с юридической точки зрения и акцентируют внимание, на том, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .
Ранее в нашей стране практиковалась методика воспитания личности обществом, сейчас же политика воспитания сводится к тому, что основной институт воспитания – семья. В связи с вышеизложенным, дошкольные образовательные учреждения практикуют программы взаимодействия с родителями воспитанников.
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но ещё и партнёр родителей по их воспитанию.
Данная методика имеет множество преимуществ: контроль родителей над воспитательным процессом детей в дошкольных образовательных учреждениях, возможность участия родителей в воспитании детей, находящихся в данном социальном институте, взаимодействие педагогов и родителей. В повышении эффективности образовательного процесса свою роль играет и знание индивидуальных особенностей своего воспитанника, которое постигается в процессе знакомства и взаимодействия педагога с семьей.
А самое главное в этой методике то, что она дает возможность придерживаться единого процесса воспитания ребенка, как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Я решила изучить процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Как и в любой работе, процесс взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников должен быть основан на определенных принципах.
Принципы взаимодействия :
1. Открытость. Процесс воспитания детей в детском саду должен быть отрытым. Родители должны получать всю интересующую их информацию, касающуюся процесса обучения и нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
2. Диагностика. Как и в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье, в процессе обучения могут возникать некоторые проблемы. В данном случае необходима взаимопомощь семейного института ДОУ и, наоборот, когда это потребуется.
3. Развитие. Детям необходима поддержка в развитии интересов и потребностей, как со стороны дошкольного образовательного учреждения, так и семьи.
4. Сотрудничество. Сотрудничество родителей воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений должно носить постоянный характер.
5. Активная среда. Необходимо придерживаться единого принципа воспитания и развития личности в методах дошкольного образовательного учреждения и семьи.
А для формирования доверительных отношений между работниками дошкольного образовательного учреждения и родителями воспитанника необходимы такие условия, как:
Изучение семей. Каждая семья индивидуальна, так же как и родители, воспитывающие детей. В каждой семье есть свои особенности, свои ценности, своя система воспитания, наказания и поощрения. Родители могут отличаться в силу их образования, личных взглядов, опыта, возраста, социального статуса, культурного уровня.
Доступность информации. Родители должны получать всю интересующую их информацию.
Работа педагога должна быть направлена не только на работу с детьми, но и с их семьями.
Работу с родителями, я думаю, можно разбить на несколько этапов:
1. Изучение семей. Для начала работы на этом этапе предлагается проведение анкетирования родителей с целью изучения их потребностей. Анкетирование станет хорошим помощником для дальнейшего построения работы с родителями воспитанников.
2. Строим отношения. На этом этапе воспитателю необходимо найти контакт с семьями воспитанников. Наладить с ними доброжелательные, доверительные отношения. Нужно найти подход к каждой семье, чтобы заинтересовать сотрудничеством с дошкольным образовательным учреждением.
3. Ребенок. Всегда необходимо делиться поведением, развитием и восприятием детей в дошкольном образовательном учреждении с семьями. Семья, в свою очередь, тоже должна делиться с воспитателями нужной информацией о ребенке. В данном случае будет складываться целостная картина о каждом дошкольнике. Оценить его можно будет не только в стенах дома, но и в образовательном учреждении.
4. Проблемы. Родителям необходимо делиться с педагогом проблемами воспитания, если они возникают. Педагог, в свою очередь, должен помочь семье преодолеть эту трудность.
5. Исследуем и формируем. Это самый сложный и длительный этап. Этап, когда педагог оценивает каждого ребенка, находит подходы к нему, его семье и с помощью родителей занимается процессом формирования его как личности.
В практике по взаимодействию с семьями воспитанников мы применяем как традиционную, так и нетрадиционную формы.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения, такие как:
1. Родительское собрание. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т. д.
2. Открытые занятия.
Родители знакомятся с процессом организации и проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении. Можно провести общее занятие по изобразительному искусству, организовать кукольный театр или подвижные игры с родителями. Провести интеллектуальное занятие на знание загадок, сказок, и др.
3. «Дни открытых дверей».
На сегодняшний день почти каждый родитель слышал о дне открытых дверей. День открытых дверей проводят в садиках, школах, учреждениях среднего профессионального и высшего образований. Они приобрели большую популярность.
4. Дни добрых дел.
В так называемые «дни добрых дел» можно организовать проведение субботника в группах детского садика или на площадках. Можно провести подготовку перед каким-либо большим праздником (украсить группы, актовый зал). Также в дни добрых дел можно организовать генеральную уборку: вымыть игрушки, посуду, мебель, постирать постельное белье, произвести ремонт игрушек, мебели, группы.
5. Индивидуальные консультации.
Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
А еще бывают досуговые формы организации общения. Они призваны устанавливать неформальные отношения между родителями и педагогами, а также более доверительные отношения между детьми и родителями. Их можно назвать множество: это праздники, утренники, концерты, соревнования, эстафеты, чаепития, кружки, секции, клубы выходного дня и т. д. Такие мероприятия помогают сблизить участников педагогического процесса, создать эмоциональный комфорт в группе.
Можно организовать различные выставки поделок, картин, которые будут демонстрировать совместную работу родителей с детьми.
«Замечательно сближают совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Время в походе можно провести полезно: изучить природу, заняться приготовлением еды на костре, провести различные конкурсы, эстафеты, соревнования» .
На сегодняшний день, учитывая опыт прошлых лет, сложилась система воспитания подрастающего поколения из двух ветвей: семьи и общества. Невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу и дошкольному учреждению и родителям. Важно, чтобы родителям представилась возможность посещать своего ребенка в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в детском саду.
Я считаю, что успех сотрудничества семьи и дошкольного учреждения во многом зависит от того, насколько педагог знает родителей, их отношение к детям, нужды, стремления. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, а не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты. «Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации дошкольных образовательных учреждений, и тем самым создастся атмосфера взаимоуважения». А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они станут непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.