Алла Тхоренко
«Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Работа с родителями так же является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместно работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.
Публикация «„Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период через взаимодействие с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Проблема адаптации детей к ДОО одна из главных в работе воспитателей и родителей вновь поступивших детей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей раннего возраста. Попадая в детский сад, ребё нок испытывает шок в связи с изменением привычной картины мира: он разлучается с матерью, приходится налаживать контакт с другими детьми и воспитателем, его жизненные ритмы также претерпевают изменения ведь малыш должен соответствовать режиму, принятому в группе.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста, профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример:
«Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживётся».
В настоящее время актуальна тема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации, которая предполагает тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто сочетанием разнообразных методов работы с детьми, оно выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ - развитие отношений «Ребёнок - педагог - родитель». Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.
Для решения этих вопросов мы поставили перед собой цель:
Создание единой системы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации через взаимодействие с родителями являющихся участниками образовательного процесса ДОО и придать ей комплексный характер.
Для успешного достижения данной цели был определен ряд задач:
• Установление единства в воспитании детей в ДОО и семье;
• создание атмосферы безопасности и доверия в системе «педагог—ребёнок — родитель»
• Помощь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.
• Оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях;
• Ознакомление родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
• Активное вовлечение родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
• Повышение уровня психологической культуры родителей.
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста мы осуществляем при тесном взаимодействии специалистов учреждения дошкольного образования (заведующий, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, медицинская сестра). Данная работа осуществляется в два этапа: - доадаптационный; - адаптационный.
Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации мы строили исходя из следующих принципов:
• непрерывность;
• системность;
• индивидуальный подход;
• обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
• взаимодействие всех участников в команде сопровождения.
Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществлялась у нас совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом. Приоритетной задачей здесь выступала оказание помощи педагогам в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе, обучение эффективным способам взаимодействия с детьми, имеющими определённые трудности в адаптации. Данная работа включала в себя следующие вариативные формы: постоянно осуществлялось консультирование по актуальным вопросам; прошел семинар-практикум «Как помочь ребёнку в период адаптации», на котором решались педагогические задачи, связанные с особенностями адаптационного периода, отрабатывались практические советы по взаимодействию с детьми и родителями во время адаптационного периода, педагог-психолог знакомил педагогов с данными анкетирования родителей и в соответствии с прогнозом адаптации ребёнка составлялся подвижный график приёма детей в группу.
В дошкольном учреждение разработана модель успешной адаптации, которая включает в себя несколько этапов:
1 этап: подготовительный
«День открытых дверей»
родительское собрание «Давайте знакомиться»
сбор информации о потенциальных воспитанниках;
установление партнерских, доброжелательных отношений;
первичное визитирование семей будущих воспитанников (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т. д.);
анкетирование (социальное, медицинское) «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
составление адаптационного маршрута;
прогулка на участке /ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу.
разработка перспективного плана работы с родителями воспитанников в период адаптации к ДОУ
Традиционно стало проводить в нашем саду «День открытых дверей» для родителей будущих воспитанников и др. В этот день мы познакомили родителей с визитной карточкой учреждения, представили педагогов и специалистов, которые будут работать с детьми, провели экскурсию по учреждению, познакомили с участком, групповым помещением; организовали игры-занятия с детьми и их родителями.
Первое родительское собрание для родителей будущих воспитанников «Давайте знакомиться» до поступления детей в ДОО, где воспитатели, заведующий ДОУ, старший воспитатель, психолог-педагог дали родителям рекомендации, советы, чтобы познакомиться с ними поближе.
Затем родителям будущих воспитанников предложили план мероприятий, направленных на оптимизацию адаптационного периода, родителям анкеты «Готовность детей к поступлению в ДОУ», с целью выявления возможных сложностей во время адаптации, провели тренинг среди родителей: «Каким вы ходите видеть своего ребенка», «Проблемы адаптации ребенка к детскому саду». После заполнения анкет «Готовность к поступлению ДОУ» родители посетили педагога-психолога с целью определения уровня готовности ребенка к посещению детского сада; прогноза возможной адаптации ребенка. А так же получить необходимые рекомендации по подготовке ребенка к пребыванию в группе. Также на данном этапе осуществлялась специально организованная деятельность детей в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребёнком в различных видах деятельности (с учётом рекомендаций педагога-психолога, психопрофилактические занятия. На всех этапах велась активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации. Родители в этот период получали рекомендации педагогов и медработника, которые способствовали укреплению эмоционального и физического здоровья малыша.
2 этап – основной (наблюдений)
поэтапный прием детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
консультирование родителей;
наблюдения за поведением детей;
разработка индивидуального режима для ребенка;
организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОО;
оформление листов адаптации;
заполнение карт нервно-психического развития детей.
родительское собрание;
консультация специалистов;
Проведение адаптационных занятий с детьми
анкетирование «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в ДОУ»;
Познакомившись с анкетами, мы многое узнаем о наших воспитанниках, об их навыках в самообслуживании, об игре, об их отношениях со сверстниками и взрослыми. Исходя, из этого проводим индивидуальные беседы с родителями. Для оказания методической помощи родителям мы используем в своей работе информационные стенды.
Стендовая информация составляется по запросам родителей: советы, консультации, памятки родителям по адаптации малыша к детскому саду: «Как помочь ребенку освоиться в детском саду», «Что делать, если ваш ребенок плачет при расставании», «Спрашивали – отвечаем», и др.
В раздевалке важное место отведено информации периодически меняющейся на фотостенде с периодически меняющейся информацией она содержит все новости жизни нашей группы. Эта форма работы являются востребованной. Фотографии постоянно обновляются. В организацию адаптационного периода организовывали фото-выставки: «Мы знакомимся», «Чему мы научились», «Один день из жизни группы», «Малыши – крепыши».
Предлагалось родителям принести в группу фотографии ребенка в окружении членов семьи для оформления группового альбома альбом «Моя семья».
Включая разнообразные формы и методы работы с родителями консультации и семинары-практикумы («Мама тоже идёт в детский сад», «В царстве упрямства и капризов», «Осторожно: антиигрушка» и др.) знакомили родителей с изменениями в развитии ребёнка, с трудностями адаптационного периода, как их можно преодолеть.
Совместно с педагогами и специалистами был проведен семинар-практикум для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду», на котором у родителей была возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием в игры для детей раннего возраста, а затем провести эти игры с ребенком дома.
Процесс адаптации очень сложный. Поэтому мы приложили все усилия, чтоб дети привыкли к нам, к детскому саду, как можно быстрее и безболезненней. Для этого каждому ребенку в период адаптации устанавливался индивидуальный режим с целью залога основ доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю, эмоциональному восприятию сверстников.
Детям совместно с мамой предлагались специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания :
• хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн (Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем», Игра «Рисунки на песке»)
• затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.
• подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо (Игра «Разговор с игрушкой») Во многом помогли сблизиться такие мероприятия как инсценировка сказок «Репка», «Курочка Ряба» с родителями.
Родители, находясь рядом со своими малышами, также проделывали все упражнения, которые предлагались малышам. В первой половине дня мы проводили занятия для малышей, где мамы становились партерами педагога и активно участвовали в работе с малышом. Большая часть занятия отводилась совместным адаптационным играм для того, чтобы снизить напряжение, страх и тревогу, и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.
Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов.
Первый период : «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребёнок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребёнка. Она, под руководством педагога, побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребёнок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы.
Второй период : «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребёнок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься
рядом с ними. В случае необходимости мама или педагог приходят ему на помощь.
Третий период : «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настанет момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, мама может отлучиться. Главным в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйди скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возращения мамы.
Четвертый период : «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться на занятии один и спокойно отпускает маму.
Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.
Каждая неделя в группе посвящена определенной теме. Например, «Давайте познакомимся», «Игрушки», «Познаём себя» и др.
Игры-занятия проводят педагоги, работающие с детьми раннего возраста и привлекаются другие специалисты учреждения. Занятия организовывались в групповом помещении, на участке в зависимости от содержания с участием родителей. Очень любят малыши «пальчиковые» игры, игры-забавы, подвижные и музыкальные игры, артикуляционные игры: с помощью ладошек дети «надувают» шарики, «пекут» пирожки, какие у ежика иголки (расто-пыривают пальчики, простейшие упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата. Все это сочетается с небольшими веселыми стишками, которые превращают эти упражнения в увлекательную эмоциональную игру;
С интересом дети занимаются изобразительной деятельностью, а именно, рисуют «пальчиками», «ладошкой», «поролоновыми тампонами». На таких занятиях девочки и мальчики испытывают настоящее удовольствие от художественного процесса.
В присутствии родителей дети с большей готовностью шли на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействовали со сверстниками, участвовали в совместных подвижных играх, интересовались окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в до-школьном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
3этап: – итоговый (анализ и выводы)
обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
выявление детей с тяжелой адаптацией;
оценка уровня нервно – психического развития детей.
индивидуальная работа с детьми;
рекомендациям родителям по проведению развивающих игр- занятий с детьми;
родительское собрание с просмотром презентации «Наши достижения».
Родительское собрание прошло в игровой форме на тему: «Я уже Детсадовец», где познакомили родителей с особенностями развития детей данного возраста, с задачами развития ребенка. На собрании был представлен видеоматериал, в котором продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня. Это нужно было, чтобы снять родительскую тревожность, показать мамам и папам, как чувствуют себя дети в их отсутствии. Содержанием фильма стали те события из жизни малышей, которые больше всего волнуют родителей: как и что, ест ребенок, как спит, чем занимается, не плачет ли. А увидели они, как дети учатся самостоятельно мыть руки с мылом, как учатся аккуратно есть, с каким аппетитом они обедают, как спокойно спят в чистой, проветренной комнате, как играют. Просмотр видеофильма помог без особых проблем включить родителей в общий разговор.
Не забываем хвалить своих родителей. Мы всегда делаем благодарственные письма для родителей, принимающих активное участие в жизни группы. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, помощь в уборке листьев на участке, изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц, изготовление выносного материала, постройка снежного городка на участке, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями.
Обработка результатов и анализов адаптационных листов, индивидуальных карт развития.
Качественный анализ наблюдения за детьми в адаптационный период 2015-2016 учебного года показал, что у детей 1 младшей группы (20 человек) - легкая степень адаптации – 14(66,7%) человек, средняя степень адаптации – 6(28,6%) человек и тяжелая – 1(4,8%). Положительные результаты адаптации детей к ДОО свидетельствуют о положительной работе не только воспитателей группы раннего возраста, но и родителей.
По окончанию адаптационного периода мы провели блиц-опрос родителей, который позволил выявить степень удовлетворённости их запросов. Так, 98% родителей положительно отзываются об организации и содержании работы в адаптационный период и отмечают, что зря переживали по поводу поступления своих детей в детский сад.
На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОО сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Таким образом, можно сделать вывод, что четкая, профессионального слаженная и продуманная работа воспитателей, специалистов, педагога – психолога и медицинского работника, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог положительного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста прошли период адаптации.
Работу будем продолжать, так как она актуальна и необходима. Мы рады каждому новому успеху наших малышей и их заинтересованных родителей.