Оксана Рамусь
Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам познавательного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ №1 я работаю 2 года. Для кого то это срок маленький, а для кого то и большой. За проработанное время я поняла значимость совместной работы детского сада и семьи. Одной из задач ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья.
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей и развития их способностей. Для успешной реализации основной образовательной программы должны быть обеспеченны условия поддержки родителей в воспитании детей и вовлечение семей в непосредственную образовательную деятельность. В работе с родителями я использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы.
Традиционные:
• Анкетирование;
• Консультации;
• Папки-передвижки;
• Памятки;
• Беседы;
Нетрадиционные:
• Семинары-практикумы;
• Общение в группе бесплатных сообщений WhatsApp.
Понимая значимость экспериментирования в раннем возрасте, где главным является предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, а так же экспериментирование с материалами веществами (песок, вода, тесто и пр.) я взяла себе тему самообразования «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
При экспериментировании отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Родителям было предложено анкетирование на тему «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей». Анализ анкет показал необходимость повышения компетенции родителей по вопросам экспериментальной деятельности детей раннего возраста. Так же в помощь родителям предлагались консультации «Вместе интересно», «Экспериментирование с водой», «Песокотерапия». Из которых родители узнали как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с раннего возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. В консультации «Приглашение к игре» мамы и папы узнали, какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков. Подготовленная папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», помогла родителям провести интересные эксперименты с детьми в домашних условиях. Востребованными оказались и памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей дома». В повседневной работе так же проводились беседы на интересующие родителей темы.
Так же для укрепления связи между родителями и детским садом я организовала группу в системе бесплатных сообщений WhatsApp, где ежедневно общаюсь с родителями на разные интересующие их темы. Я выдвигаю тему-проблему и получаю различные мнения от родителей. Делимся опытом. Так же в сети проводила разнообразные опросы, одним из которых был опрос на тему «Экспериментируете ли вы дома?». Преимущество этой сети в том, что я при проведении экспериментов и опытов могу выкладывать видео, фото с детьми. Родители могут оставлять комментарии, делиться впечатлениями, повторять опыты дома. Опыт работы показал эффективность группы «Смешарики», в системе бесплатных сообщений WhatsApp. Родители из сторонних наблюдателей стали активными участниками образовательного процесса.
Особой популярностью у родителей пользуются семинары-практикумы «Школа волшебников», «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников, цель которых познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях. В ходе семинара-практикума родителям представилась возможность побывать в роли детей и провести различные эксперименты, обсудить тему ограничения родителей на пути детского познания. Так же родителям была представлена презентация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников». Я рассказала родителям что в своей работе я использую художественное слово. Что проводить опыты, слушая сказку намного интереснее и предложила родителям провести эксперименты слушая сказку.
Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности, я начала работу с построения предметно – развивающей среды. Для обустройства уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовления игр – экспериментов я привлекла родителей. Они активно участвовали в создании предметно развивающей среды, охотно отзывались на мои просьбы. В младшем дошкольном возрасте - это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля, неструктурированные (песок, вода, опилки, макароны); сенсорные игры и пособия; оборудование (подносы, совочки, сито, мельница, лейки и др., емкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке, совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей.