Надежда Лысякова
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Человеческое дитя – здоровое… развитое…
Это не только идеал и абстрактная ценность,
но и практически достижимая норма жизни.
Как добиться этого? Ответ волнует нас
прежде всего, как родителей,
а уж потом как исследователей
и педагогов-практиков.
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Публикация «Консультация „Взаимодействие детского сада и семьи по укреплению физического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители – педагоги).
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно, так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».
Для достижения максимального эффекта в укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитие физических качеств, строю свою работу по принципу единства с семьей. Этот принцип лег в основу трехблочной модели взаимодействия детского сада и семьи, которая отражает формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления детей.
Взаимодействуя с родителями, ставлю перед собой задачи:
1. Повысить уровень педагогической и психологической компетентности родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни.
2. Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности в группе и дома.
3. Содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.
4. Способствовать сближению родительского коллектива группы.
Работу с родителями разделила на три блока:
В информационный блок входит сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей и запросов. Работа с родителями в рамках информационного блока строится по двум направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Предлагаю родителям ознакомиться с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями и результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: "Движения и здоровье', "Физкульт-ура!", "Для чего нужна зарядка?».
Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье, провожу анкетирование родителей.
Совместно с родителями организуем и проводим физкультурные праздники, где происходит непосредственное семейное общение. Анализ информации, полученной в рамках первого блока, использую для разработки индивидуальных программ на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей и планировании мероприятий по формированию здоровья детей.
В практическом блоке содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. На базе детского сада по желанию родителей планирую организовать группу здоровья «Крепыш». Традиционным стало проведение спортивных праздников: "Веселые старты", «Мамочка моя - самая спортивная», посвящённый дню Матери, «Приключение в стране Светофория», «Здравствуй Осень золотая».
Здоровье детей - забота общая. Во время дней и неделей здоровья родители воспитанников просматривают утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебно-профилактические мероприятия. В январе 2013г. был проведен конкурс совместного творчества детей и родителей «Книга здоровья», где дети и родители сочиняли и красиво оформляли сказки и рассказы о здоровье.
Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий блок модели — оценочный. Результативность проведенных мероприятий определяю через анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми. В результате взаимодействия родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ними вместе радости и неудачи. Они стали хорошими помощниками в изготовлении нестандартного спортивного оборудования для обустройства зал. Освоенный двигательный опыт, полученный в детском саду, родители с успехом используют в домашних условиях, а педагоги — опыт семьи в своей работе.
В ноябре 2014 г. был проведен смотр-конкурс нестандартного физкультурного оборудования, который помог сплотить коллектив родителей и значительно повысить их заинтересованность в вопросах воспитания детей.
Родителями были изготовлены дорожки, коврики для профилактики плоскостопия, пособия для метания «Не промахнись», «Султанчики» для выполнения ОРУ и дыхательной гимнастики, «Суджок» направленное на развитие мелкой моторики рук. Дети с удовольствием используют пособия в свободной двигательной деятельности. Родители, увидев такое разнообразие пособий и несложность их изготовления, применили знания и изготовили похожие пособия для своей семьи.
Взаимодействие детского сада и семьи не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого члена семьи.
В учреждении, создан микроклимат, в основе которого лежит забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья. Результат — число простудных заболеваний снижается, а уровень физической подготовленности детей повышается.
В рамках совместных физкультурных занятий родители не только приобретают разные знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. Занимаясь вместе с детьми, родители имеют возможность увидеть физическую подготовленность своего ребенка, навыки выполнения им физических движений. На совместных занятиях родители осуществляют страховку детям, помогают правильно выполнять движения. Для ребенка очень важно то, что родители могут похвалить его, обнять, прижать к себе, порадоваться за хороший результат и поддержать, если что-то не получилось. После таких занятий интерес к двигательной активности появляется у малоподвижных детей. Эти дети в свободной деятельности чаще берут мяч в руки, выполняют те упражнения, которые у них раньше не получались.
Чтобы привлечь родителей к проблеме приобщения детей к ЗОЖ, необходимо было дать им знания, научить практическим навыкам и умениям. В этом мне помогают семинары-практикумы, во время которых родители учатся использовать спортивно-игровые атрибуты в играх с детьми. Семинары-практикумы по темам: «Полоскание горла», «Профилактика плоскостопия», «Чтобы осанка была красивой» помогли познакомить родителей с правилами правильного выполнения процедур закаливания, комплексами коррекционных упражнений по предупреждению плоскостопия и формированию правильной осанки.
Как правило, родители с недоверием относятся к закаливанию детей. Так, в декабре 2014г. на одно из родительских собраний была приглашена старшая медицинская сестра детского сада, которая объяснила пользу закаливания для детского организма и познакомила родителей с методами закаливания, которые проходят в детском саду. В результате чего многие родители согласились на такие виды закаливания, как полоскание горла отваром из трав, воздушные ванны после сна. Вначале проведения закаливающих процедур были выявлены трудности: дети с неохотой выполняли процедуры, у них наблюдались плохие навыки. По мере привлечения родителей к закаливанию у детей появился интерес к данной процедуре, и возникло понимание её значения для здоровья.
Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни воспитанников нашего детского сада. Они позволяют продемонстрировать навыки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества. В своей работе я использую нетрадиционные формы проведения физкультурных развлечений. Большой эмоциональный отклик вызвал проведенный осенью совместный спортивный праздник «Мамочка моя - самая спортивная». Он проходил в форме соревнований между командами детей старших и подготовительных групп и родителей. Дети старались не отставать от взрослых, показывали хорошие результаты, радовались успехам своих родных.
Родители с удовольствием принимают участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, т. к. понимают, что забота о здоровье их детей — это главное.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить воспитанникам чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.
Перспективой моей дальнейшей работы я считаю привлечение родителей к проведению совместных с родителями спортивных праздников «Семейные старты», а также вовлечение малоактивных родителей в совместные мероприятия, которые будут проводиться в группах и детском саду. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни - это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.