Серебренникова Ольга Николаевна
Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с РАС средствами визуальной поддержки
▼ Скачать + Заказать документы
"Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами визуальной поддержки"
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, а также известные представите-ли отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с РАС средствами визуальной поддержки» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» август 2023
Проблемой изучения научных и методических основ сенсорного раз-вития занимались, такие исследователи, как М. Монтессори, Ф. Фребель, Д. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, О. В. Солнцева, Л. А. Венгер, М. Э. Бернадская, которыми отмечалось, что этот процесс вы-ступает основополагающим и включает в качестве основных элементов усвоение детьми основных свойств предметов и овладение способами их обследования. Сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.
Старший дошкольный возраст, по мнению известных ученых, таких как М. Монтессори, А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин, является сенситивным для сенсорного развития.
Изучению сенсорной сферы детей с расстройствами аутистического спектра в настоящее время уделяется пристальное внимание.
Особенности сенсорного развития у детей с расстройствами аутистического спектра отражены в научных трудах таких учёных, как Е. Р. Баен-ской, Д. Г. Климась, А. Д. Соломко, Л. Матвеева, М. В. Руднева, К. С. Лебединская, Г. А. Урунтаева, А. Джин Айрес, Т. А. Казанцева.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни вы-двигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу раз-работки и использования наиболее эффективных средств и методов сен-сорного воспитания в детском саду.
По мнению Марлен Коэн, Донна Слоан, Питер Герхардт, А. В. Кассиной, И. Н. Ивановой, И. И. Марущенко, использование зрительной поддержки помогает самостоятельно справляться с задачами, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
Визуальная поддержка помогает : лучше запоминать информацию; четче выделять важную информацию; снижать тревогу и чувство неопределенности; понимать правила; прояснять абстрактные концепции
В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с расстройствами аутистического спектра, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное. Применение методов визуальной поддержки в обучении детей с расстройствами аутистического спектра опирается на данные о повышении эффективности запоминания информации, одновременно воспринимаемой с помощью как зрительного, так и слухового анализаторов.
По мнению Марлен Коэн, Донна Слоан, Питер Герхардт, А. В. Кассиной, И. Н. Ивановой, И. И. Марущенко, использование зрительной поддержки помогает самостоятельно справляться с задачами, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.
Визуальная поддержка помогает : лучше запоминать информацию; четче выделять важную информацию; снижать тревогу и чувство неопределенности; понимать правила; прояснять абстрактные концепции, напри-мер - время; лучше принимать изменения. Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей
Визуальная поддержка для детей с расстройствами аутистического спектра применяется по двум основным причинам. Она облегчает коммуникацию родителей со своим ребенком, и она облегчает коммуникацию ребенка с другими людьми. Также может помочь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра социальным правилам, дети с расстройствами аутистического спектра могут сами использовать ее в социальных ситуациях.
Визуальные подсказки помогают родителям донести до ребенка свои ожидания.
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить какую-то информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В основе метода визуальной поддержки лежит использование наглядных средств, которые позволяют быстрее и эффективнее осуществлять обмен информацией с людьми с расстройствами аутистического спектра, у которых зрительное восприятие развито лучше, чем аудиальное.
Правильно структурированная визуальное расписание качественно улучшает жизнь ребёнка, потому что обладает следующими преимуществами:
1. Научить аутичного ребенка быть более самостоятельным, и не за-висеть от подсказок и инструкций окружающих.
2. Уменьшить нежелательное поведение и улучшить сотрудничество, т. к. визуальное расписание может включать также те задания, которые ребенок любит выполнять, и может быть организовано таким способом, что-бы ребенок смог совмещать выполнение более сложных заданий с более легким и мотивационными.
3. Активизируются самые сильные стороны – для развития и обучения. Визуальный канал наиболее развит у большинства детей с расстройствами аутистического спектра. Расписание позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
4. Исключение лишней речи из перечня внешних раздражителей. Визуальное расписание убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова (удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок).
5. Фиксация начала решения проблемы и результата усилий. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
6. Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это особенно ценно, когда ребёнок оказывается в новых обстоятельствах (иное помещение, другие люди и т. п.). Такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего.
7. Развитие самостоятельности. Это автоматический плюс любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным.
8. Первые посылы к обучению чтению. Когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению. Когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче.
Визуальное расписание представляет собой: последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий.
Процесс развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами визуальной поддержки будет осуществляться успешно, если:
- использовать программу визуальной поддержки детей с расстрой-ствами аутистического спектра;
- разработать алгоритм действий при подготовке к занятию для детей с расстройствами аутистического спектра с использованием применение средств визуальной поддержки;
- применять картинки визуального расписания во время занятий (визуальная поддержка помогает выполнить задания быстрее, повышает самостоятельность, снижает тревожность и делает распорядок дня и окружающую обстановку более конкретным и понятными).