Некрасова Галина
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
Подготовил:
воспитатель МКДОУ ДС №14 «Колокольчик»
Г. А. Некрасова
с. Просянка
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. А. Сухомлинский
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира Именно этот возраст наиболее плодотворный для накопления представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств.
Сенсорное воспитание следует организовывать в неотделимой связи с разнообразной деятельностью и определять следующие задачи:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
3. Помочь ребёнку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надобно воплотить в жизнь в процессе различных видов деятельности– изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.
Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования малыши обучаются выделять и отличать величину, форму, пространственные отношения, цвет
Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является личный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько просто ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В каждодневной жизни ребенок встречается со множеством форм, красок - это и любимые игрушки, и предметы, окружающие его. Ребёнок видит и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается неосновательным. В этом случаи и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.
Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.