Анна Корецкая
Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра -это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий окружающего мира. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А,
Современное образование сегодня обращено на развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной.
Публикация «Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст уникален тем, что в нем нет рамок, ограничений, оценок как в школе, вузе.
Игра, игровая деятельность уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность.
Игра-это способ познания себя в этом мире, развитие коммуникативных умений, норм поведения, формирование понятия правила. Для ребенка игра это целый мир. Но как показывает практика игра должна организовываться на первых порах взрослым, чтобы решать образовательные задачи и вести за собой развитие. Без организации, умелом управлении игровой деятельности развитие безусловно будет, но результаты возможно не последуют.
Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи проекта:
1. Создание благоприятной. развивающей игровой среды.
2. Развитие коммуникативной функции, навыков связной речи, умение слушать, задавать вопросы, договариваться.
3. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
4. Развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
5. Умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Участники : дети 5-6 лет, родители, педагоги
Представленные далее игровые технологии, выбраны неслучайно, отработаны и имеют многолетний положительный опыт. В классификации игр (по Новоселовой)это игры инициируемые взрослым
Игровые технологии
Никитин Борис Павлович "Сложи узор"
Особенное место в жизни ребенка занимают развивающие игры. Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины разработали развивающие игры на основе чудо-кубиках, содержащих принцип "от простого к сложному" Овладев начальными навыками ребята сами придумывают, создают схемы.
"Играя - думаем, думая- играем"
Галянт Ирина Георгиевна" Палочки-стукалочки"
Научите детей играть, а остальному научит школа.
Интересные парные игры и упражнения с палочками и просто руками завораживают детей с первой минуты. У Ирины Георгиевны есть карты по которым легко разучивать упражнения. А в дальнейшем и придумывать свои.
Технология ТРИЗ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
• развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
• формирование целостной картины мира;
• воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
• развитие речи, памяти, творческого воображения.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как сказать без слов, как передать мяч без помощи рук, где спряталась зима).
Метод фокальных объектов
Метод способствует развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.
• Игра «Изобретатели» предлагает детям сконструировать предметы мебели, технические приспособления, машины необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в
• машина-лягушка перепрыгивает неровные поверхности и доставляет на большие расстояния.
Кольца Луллия
Кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:
• малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
• средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
• большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).
В теме"мебель" мы создавали необычную мебель и придумывали ей назначение.
А когда изучали профессии дети с интересом обсуждали зачем могли бы пожарнику понадобится предметы музыканта. И что бы произошло дальше.
• Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.
• Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?».
Организация игрового пространства
Определённых знаний и усилий требует организация предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать детскую игровую активность, постоянно обновляться, трансформироваться в соответствии с актуальными потребностями детей и задачами педагогов.
Игры, выполненные своими руками.
Дети способны не только организовать игру, но и ее нарисовать, создать. В нашей группе дети обмениваются созданными ими пазлами, игрой четвертый лишний. В магазине и домике игрушки и атрибуты из соленого теста. А в книжном уголке- книги, созданные детьми и родителями.
Дошкольное детство — это короткий, но очень важный период. В эти годы происходит становление личности, формируются первичные знания и представления об окружающей жизни, отношения со сверстниками и другими людьми, вырабатываются привычки правильного поведения. Ведущую роль в формировании личностных качеств ребёнка выполняет игровая деятельность, которая не утрачивает свою роль в старших группах детского сада. Грамотно организованная игра позволяет дошкольникам в лёгкой и непринуждённой форме освоить новые модели поведения, получить знания и сформировать характер