Надежда Белецкая
Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.
Оригами –это искусство складывания бумажных фигурок без ножниц и клея. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур.
Публикация «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Сейчас оригами известно во всём мире. Оно используется в настоящее время не только, как средства развлечения или отдыха, но в основном сфере образования в школах в реабилитационных центрах после нескольких болезней. Также оригами приобретает и всё большую популярность среди педагогов и психологов в детских садах. Его даже включают в сетку занятий, как отдельный предмет. И это неслучайно. Развивающий потенциал оригами высок. Ведь такая деятельность оригами принесут особую радость и пользу детям, так как они направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Они позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и информировать в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.
Большой выбор моделей позволяет ребёнку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе деятельности возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребёнка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки. Также в процессе создания фигурок дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз, что развивает глазомер. Они
учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавая их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его памяти, фантазии, логического мышления, внимания, наблюдательности, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
1. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Именно в дошкольном возрасте заключается психологическая основа для развития творческого потенциала ребенка. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению открытие ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке воспитателя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством.
Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе - продуктивная.
Продуктивная деятельность - это "созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью". В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.
Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей (по Н. А. Ветлугиной):
а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве - увлечённость, способность "войти" в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;
б) способы творческих действий - быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;
в) качество детской продукции - отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельности. Развитие способов "вслушивания", "всматривания" в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Конечно, и многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Часто развивать творческие способноси у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.
Не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст в качестве истока развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком.
Дошкольный период даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
2. Приемы и средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может осуществляться при наличии определенных условий - организационных, кадровых, материально-технических: нужны пособия, оборудование и место для творческой деятельности, и, конечно, увлеченный, заинтересованный педагог.
Работа по развитию творческих способностей дошкольников в продуктивной деятельности проводится с ориентацией на запросы родителей и интересы детей, создавая в группе благоприятные условия для этого.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Главное условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и в коллективе дошкольного образовательного учреждения. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Создание творческой атмосферы также является важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности детей, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способностью нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.
Творческая атмосфера создается посредством следующих приемов:
• первоначально даются несложные творческие задания;
• постоянно выказывается заинтересованность по отношению к действиям дошкольников;
• признаются и поощряются множественность вариантов действий;
• знакомое снова делается незнакомым (объект рассматривается с другой точки зрения);
• не подчеркивается и даже отрицается чувство вины после совершения ошибки, повышается значение проб, часто даже ошибочных, искать в этом рациональное зерно и т. д.
Эти приемы помогают достигать основной цели - развитие творческих способностей ребенка, формирование творческой личности, освоение системы знаний, умений, навыков, достижения творческого уровня личности.
Развитие творческих способностей в процессе художественной деятельности обеспечивается соответствующими этапами:
• подготовительный этап - эмоциональное восприятие обучающимися произведения;
• организация и проведение творческих занятий;
• подведение итогов.
Целью первого, подготовительного этапа, является введение детей в сферу того мироощущения, которое создается посредством изучаемой техники, например, оригами. Рассказы об истории происхождения, обычаях, традициях, связанных с оригами, мастерстве красивых вещей, выполненных в этой технике Использование образцов готовых изделий, фотографий. На этом этапе идет овладение основами знаний.
На втором этапе проводятся занятия, неотъемлемой частью которых является не только художественное, но и эстетическое воспитание.
Основная цель творческого этапа - включение детей в активную творческую деятельность через анализ полученных теоретических знаний, практических умений и навыков художественной деятельности, самостоятельной разработки эскиза для творческой работы и выполнение творческой работы.
Заканчивается обучение подведением итогов, проверкой знаний, умений, навыков. Для поддержания желания заниматься творческим трудом, просто необходимо найти что-то положительное в работе, т. е. создать ситуацию успеха. При этом учитывать возраст и способности ребенка.
Это поможет ребенку поверить в себя, в свои возможности, раскрепостит его, раскроет скрытые резервы для развития творческих способностей.
На этом этапе ребенок - автор творческой работы, которая получает своё признание на выставке детского творчества на различных уровнях.
Для кого-то это первый шаг в художественную школу, для дальнейшего развития своих способностей.
Обучение построено на основе технологий:
• личностно - ориентированного обучения,
• игровой,
• уровневой дифференциации,
• технологии развивающего обучения.
Содержание, методы и приёмы которых направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Задача воспитателя - пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную, творческую деятельность каждого ребенка.
Необходимо предоставлять детям возможность при создании творческого продукта выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом. Это поможет ребенку поверить в себя, в свои возможности, раскрепостит его, раскроет скрытые резервы для развития творческих способностей.
В работе с дошкольниками развитие их творческих способностей обеспечивается решением творческих задач разного типа: повтор, вариации, импровизация.
Система творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение всех трех типов в каждом из изучаемых видов художественного творчества. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.
Наблюдается рост самостоятельности и инициативы. Изучая технику оригами, например, дошкольники постепенно соединяют знание технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Создают не только полезные, но и красивые вещи. Работу ребят, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой. Когда работа завершена успешно, радости и удивлению нет конца.
Необходимо отметить особо первый успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Вкладывая себя в творческую деятельность, ребенок изменяется, совершенствуется.
3. Влияние оригами на развитие творческих способностей детей.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Очень важно, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, поэтому мы всё делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка.
Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке, самолётик взлетает ввысь. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.
Г. М. Гросс выделяет следующие умения и навыки, развитию которых способствует оригами, (однако на наш взгляд не все из перечисленного списка можно отнести к умениям и навыкам, так память – познавательный психический процесс):
- умение слушать,
- следование инструкциям,
- умения совершать последовательные действия,
- способность общаться в группе,
- память и умение концентрировать внимание,
- координация работы глаз и рук,
- чтение,
- начальные математические навыки,
- способность решать проблемы,
- творческие способности,
- исследовательские навыки.
Итак, отмечают, что занятия оригами с детьми, которые возможно проводить, начиная с 5-ти лет, способствуют развитию их внимания, мелкий моторики, речи, памяти и воображения, а также разнообразных пространственных представлений, логического мышления, навыков последовательного исполнения действий в соответствии со схемой. Т. е. занятия оригами в целом способствуют положительному психическому и личностному развитию детей.
4. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазии и творчества, используем художественное конструирование из бумаги в технике "оригами".
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
В процессе работы с бумагой развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.
Оригами является "одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Художественное конструирование из бумаги даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов".
Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством художественного конструирования в технике оригами, нами была разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников.
Для поддержания интереса к деятельности используются различные формы проведения занятий: игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы и др. Принципиально важным в организации занятий считаем единство познания и сопереживания, активизацию всех мыслительных процессов, мелкой моторики пальцев рук, обеспечивающих получение качественной продукции детской деятельности.
Изготавливая поделки из бумаги, дошкольники выражают впечатления от увиденного в собственном "творческом продукте", полноценно и содержательно общаются между собой и со взрослыми, постигают собственные возможности. Маленькие творцы способны самостоятельно замыслить сюжет, определить его композиционное решение, выбрать и согласовать наиболее выразительные для данного изображения цвет, форму, движения персонажа.
Для воспитания у дошкольников значимости и полезности их труда используются продукты детского творчества в качестве подарков для родителей и младших воспитанников, сувениров к праздникам, оборудования и персонажей сказок для театрализованной деятельности, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Проводимая работа раскрывает творческий потенциал, обогащает внутренний мир, развивает интересы и способности каждого ребёнка, учитывая мир чувств, потребностей и эмоций воспитанников.
Заключение.
Оригами в дошкольной дидактике рассматривается, прежде всего, как средство общего развития ребенка. Оригами расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок. Педагогическая ценность оригами заключается в том, что она отвечает интересам и потребностям детей дошкольного возраста, а также обладает широкими возможностями для развития ребенка.
Исходя из собственного опыта, хочется отметить, что любимыми игрушками-самоделками почти всегда являются лодочки, пароходики, кораблики, самолётики, шапочки, кошельки, выполненные путём складывания и сгибания газетной и белой бумаги. Как правило, все эти предметы имеют разовое применение, и ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки не интересны, так как они не выразительны, малопривлекательные, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первом плане утилитарная направленность игрушки, а её художественность, красочность отходят на второе место. Возможность же изготовлять поделки из яркой цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребёнок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремится сделать её наряднее, привлекательнее. Замечено, что изменяется и отношение к поделке, дети стараются обращаться с нею бережно, аккуратно, чтобы сохранить её для других игр и занятий.
Мною не раз было отмечено, что дети переносят оригами в игру. Сложив из бумаги поделки животных, они рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия и т. д.
Таким образом, включение детей в деятельность по созданию оригами обеспечит наличие и других видов творческой деятельности – визуальной (в качестве видения зрительного анализа, вербальной (в связи со словесным описанием действий, конструктивной (позволяющей проектировать поведение в момент творчества). В результате теоретического и практического исследования мы пришли к выводу, что оригами влияет на развитие творческих способностей детей.
Список использованной литературы
1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995.
2. Бутылкина Г. В. Поделки в стиле оригами. / Г. В. Бутылкина // Ребёнок в детском саду. -2004.
3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. / З. А. Богатеев. - М. : Просвещение,1992.
4. Мусиенко. С, Бутылкина Г. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей детскогосада. «Обруч», 2010.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
6. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль,1997г.
7. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : "Просвещение", 2004.
8. Хуторский А. В. Развитие творческих способностей. - М. : Владос, -2000 г. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.