Наталья Хазарджан
«Прогулка в зимний лес», комплексное занятие в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие в средней группе
Прогулка в зимний леc
Цель занятия : Обогатить знания детей о жизни животных в лесу в зимнее время года.
Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные образы.
Продолжать закладывать основы экологического воспитания.
Публикация «„Прогулка в зимний лес“, комплексное занятие в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Предварительная работа: Разучивание песен, игр, рассматривание изображений животных (картинки). Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».
Наглядный материал: Музыкальный зал оформлен в виде лесной зимней полянки : расставлены искусственные ёлочки, деревья с прикрепленными к ним фигурками снегирей, в «берлоге» спит медведь, под кустиком спрятался зайчик, в норке спит ёж, на ёлочке сидит белка, под деревом притаилась лиса; «сугробы» сделаны из ваты, бумаги; «снежинки», свисающие с потолка; шапочки зверей: медведь, лиса, волк, заяц, ёжик.
Комплексное занятие в средней группе
На тему: «Прогулка в зимний лес»
Цель занятия : Закрепить и обогатить знания детей о зиме и жизни диких животных в зимнем лесу. Развивать творческие способности детей. Провести музыкально-игровое занятие с использованием музыкально-ритмических движений и инсценированием песен.
Задачи:
Воспитывать в детях любовь к природе, животным.
Учить передавать в движении содержание текста песни, особенности игрового образа.
Воспитывать у детей доброжелательность и искренность
Развивать умение передавать характер персонажей через выразительные движения в музыке.
Петь соответственно характеру песни.
Предварительная работа: Разучивание игр, песен. Рассматривание изображений животных (картинки). Изготовление шапочек зверей для игр.
Наглядный материал: Музыкальный зал оформлен в виде лесной зимней полянки : расставлены искусственные ёлочки, деревья с прикрепленными к ним фигурками снегирей, в «берлоге» спит медведь, под кустиком спрятался зайчик, в норке спит ёж, на ёлочке сидит белка, под деревом притаилась лиса; «сугробы» сделаны из ваты, бумаги; «снежинки», свисающие с потолка; шапочки зверей: медведь, лиса, волк, заяц, ёжик.
«Прогулка в зимний лес»
Дети заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.
Песня «Раз-снежинка» муз. Л. Олифировой
Ведущий проводит беседу о зиме:
1 Какое время года?
2 Какая бывает зима?
3 Как мы одеваемся, когда холодно?
4 Ребята, а как вы думаете, что делают звери в лесу?
5 А вы хотите узнать, что происходит в лесу зимой? Ответы детей.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощение.
Дети берут орешки, семечки, грибы, яблоко, морковку, бочонок мёда, везут угощение на саночках.
В аудиозаписи звучит фрагмент «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.
Вед. Слышите, ребята, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.
Показывает на «снежинки»
«Посмотрите – кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка.
Долго наблюдаем мы за ней,
Как она мелькает меж ветвей.
Плавно опустилась на сучок,
Замерла, как белый паучок. С. Пронин.
Дети подходят к снегирям, проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири».
Упражнение «Снегири»
Вед. Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам)
В красных майках снегири (по 4 наклона головы)
Распустили пёрышки,
Греются на солнышке (на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам).
Головой вертят,
Улететь хотят! (по два поворота головы на каждую строку).
Вед. Ребята, давайте угостим птиц. (дети достают семечки и насыпают в кормушку).
Вед. Вы только посмотрите по сторонам!
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Посмотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её. (не спеша нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:
- Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: «Аро-мат!»
Упражнение повторяется несколько раз.
Вед. А сейчас давайте споём песенку.
Песня «Снег-снежок» муз. и сл. Е. Макшанцевой
Вед. Ребята, чем пахнет в зимнем лесу? (воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой).
Зимой в лесу холодно, не слышно весёлого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень звери трудились – утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите посмотреть, как зимуют звери? (ответ детей)
Ведущая с детьми подходит к первому «сугробу» - берлоге медведя.
Вед. Кто там в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладёт всегда. (ответ детей)
Вед. Дети, а как вы думаете, мы можем разбудить медведя?
Дети: Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.
Вед. Когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный, совсем без сил. Давайте мы оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (дети оставляют бочонок мёда, ведущий предлагает поиграть в игру)
«Игра с Мишкой» муз. и сл. Л. Олифировой
Дети стоят свободной группой около боковой стены зала. У противоположной стены на стульчике или лавочке сидит (лежит) Мишка (ребёнок, сладко спит.
Дети подходят к Мишке и поют: «По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдём, все похлопаем в ладошки и немного подождём». Останавливаются, хлопают в ладоши и на последний такт прячут руки за спину. Мишка просыпается, потягивается, встаёт. Мишка поёт, обращаясь то к одному, то к другому ребё нку: «Ты здесь хлопал, ты здесь топал?». Дети отвечают Мишке, жестами показывая, что они не шумели : «Нет, не я. Нет, не я». Мишка поёт, сердито топая ногой, дети стоят, слушают. Мишка поёт, поднимая руки вверх, в стороны: «Ты здесь хлопал, ты здесь топал! Догоню вас я!». И в конце игры догоняет детей.
Ведущий с детьми подходит к следующему «сугробу» - домику зайца.
Вед. Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а сам всех боится. (ответ детей)
Вед. Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.
Холодно заиньке, холодно серому
Как же быть мне зимой,
Замерзает хвостик мой.
Вед. А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?
Дети: Нет! Они зимой не спят!
Инсценировка песни «Зайка»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит (дети присаживаются на корточки, ручки «лапки» согнуты перед грудью)
Вот так, вот так! Он ушами шевелит. (покачивают «ушками» в такт музыке) Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть (дети, обняв себя руками «дрожат от холода»)
Вот так, вот так! Надо лапочки согреть. (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (дети, обняв себя руками «дрожат от холода»)
Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. (легко прыгают на месте)
Вед. Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?
(Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчику. (дети отдают морковку зайчику)
Вед. (указывает на белочку, сидящую на ёлочке)
Что за маленький зверёк
Вверх-вниз по ёлке скок да скок? (ответ детей)
Вед. А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве). А что она делает осенью, чтобы подготовиться к зиме? ( делает запасы: сушит грибы, запасает жёлуди, орехи, шишки. Утепляет своё жилище)
Игра: «Кто больше соберёт шишек»
Вед. А теперь, дети. Давайте угостим белочку. Что мы принесли для неё? Дети отдают белочке сушёные грибы, орешки, шишки).
Вед. Ребята, отгадайте ещё загадку:
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт под кустом? (ответ детей)
Ведущая с детьми находят под ёлкой лису.
Вед. Лиса является хищным животным зверем. Это – хитрое животное. Она может пускаться на различные уловки, чтобы добыть себе пропитание. Лиса питается полевыми мышами, грызунами, лягушками и дичью.
Инсценировка песни «Рыжая лисичка»
Хоровод, хоровод – хлопки в ладоши
Пляшет маленький народ – приседания
Танцевать, скакать и прыгать – прыжки на месте
Мы готовы круглый год – приседания
Под кустом, под кустом – наклоны туловища
Кто-то с рыженьким хвостом – влево-вправо
Это рыжая лисичка – прыжки на месте
Пол кусточком лисий дом – приседания
Вед. Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
Дети: А мы не боимся холода, мы умеем греться.
Массажная игра «Зимняя разогревалочка» (М. Картушиной)
Если замерзают ручки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть (медленно растирают одну ладонь о другую)
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом как лягушки, потом как подушки (растирают ладошки всё быстрее и быстрее)
Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку.
Я горю, как от огня, вы потрогайте меня! (вытягивают вперёд раскрытые ладони).
Вед. Вот мы и побывали с вами в зимнем лесу, накормили всех зверушек! Понравилась вам наша прогулка? (ответ детей). Весело зимой в лесу. (звучит музыка метели). Но слышите, ветер засвистел, значит метель начинается и скоро все тропинки заметёт снегом! Пора нам возвращаться! (дети идут быстро, перешагивая через «сугробы», ищут тропинку).
Вед. Ребята, посмотрите, а что это за сугроб? Давайте подойдём поближе и посмотрим. (находят сосульки, а в них завёрнуты шоколадки) Это нам животные оставили подарки. Мы благодарим их за угощение и обещаем, что будем любить животных, заботиться о них. Мы будем помнить, что лес живёт по своим законам и мы не должны нарушать их. И если получится это делать, то ещё многие годы продлится общение с удивительным и всегда загадочным миром природы. А теперь нам пора в группу.
Литература:
• Журнал «Музыкальная палитра» № 7, 2015 г.
• Учебное издание «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», составители Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б.