Марина Горинова
Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему «Звуки [М], [М’]. Миша и Маша на маскараде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о звуках м, м' и букве м.
Образовательные задачи: знакомство с буквой м, определение характеристики звуков м, м'.
Развивающие задачи: развитие фонематического слуха, тренировка детей в подборе слов с заданным звуком, развитие умения детей говорить с различной интонацией.
Воспитательные задачи: воспитание интереса детей к получению новых знаний.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему „Звуки [М], [М’], Миша и Маша на маскараде“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Оборудование: картинка с изображением деревянного дома (избушки, картинка с изображением двух медвежат (сказочных) или две игрушки-медвежата, кружочки для обозначения звуков, использующиеся на занятиях по обучению грамоте, письмо (конверт, картинка с изображением ягод малины на тарелке или корзинке, картинки с изображением мухи, мотылька, мышки, мартышки (или игрушечные персонажи, буквы разрезной азбуки или магнитные буквы, листки бумаги, карандаши для детей, ("школьная" доска, мел - на усмотрение воспитателя).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, покажите мне пожалуйста большого медведя, а теперь маленького медвежонка. Медвежонок ест малину. Медвежонок о чем-то мечтает. Медвежонок радуется, что его мечта сбылась.
Вот пришли мы, сели все
Руки ровно на столе,
Аккуратно мы сложили -
О занятьи не забыли.
Мы занятие начинаем -
Много нового узнаем.
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: А чтобы узнать, какая у нас сегодня тема занятия, посмотрите на эту картинку. Что это?
Дети: Дом.
Воспитатель: Какой последний звук вы слышите в этом слове?
Дети: Звук м.
Воспитатель: Правильно. А в этом доме живут. (воспитатель демонстрирует двух медвежат).
Дети: Медвежата.
Воспитатель: А какой звук в самом начале этого слова?
Дети: Звук м'.
Воспитатель: Тема нашего занятия сегодня - звуки м, м', а гости наши занятия - эти медвежата.
3. Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и акустическим признакам.
Воспитатель: Скажите, как звучит звук м? Мы поем его?
Дети: Нет, не поем, губы не дают пропеть этот звук.
Воспитатель: Значит, этот звук.
Дети: Согласный.
Воспитатель: Как звучит звук м?
Дети: Твердо. Губы немного сердятся, когда произносят звук м.
Воспитатель: А какой звук м'?
Дети: Тоже согласный (губы не дают его пропеть, но мягкий. Потому что он звучит мягко, ласково, губы немного улыбаются, когда произносят его.
(Воспитатель и дети обозначают эти звуки цветовыми символами).
4. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Медвежата слушают нас и смотрят на нас. Давайте покажем им, какими кружками мы обозначаем звуки, и поиграем со звуками. Если вы услышите звук м', то поднимаете зеленый кружочек, а если м - синий.
(Воспитатель называет сначала слоги - ам, мо, ме, мя, ям, им и другие, потом слова - мак, мяч, муха, мыло, мох, медуза, Мюнхен (город в стране Германия) и другие).
5. Произношение звуком м, м' в словах.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселели наши медвежата. Ведь мы произносим их любимые звуки м, м'. Медвежата так любят их, что даже носят имена с этими звуками. Угадайте, как зовут медвежат?
Дети: Миша и Маша.
Воспитатель: Старший брат Миша и его маленькая сестричка Маша живут в лесу, в деревянном доме. По утрам они играют (во что? с чем). (в мяч, с машинками, с пирамидкой, на обед едят (что). (мед, малину, а по вечерам (что делают). (моются, мастерят что-нибудь, мечтают).
Воспитатель: Самая большая мечта Миши и Маши - побывать на лесном маскараде. Вы знаете, что такое маскарад?
Дети: Это вечер развлечений, танцев. На маскарад все приходят в масках, одетые так, что их даже не узнать.
Воспитатель: На маскарад все переодеваются до неузнаваемости. Например, на сказочном лесном маскараде мышка может одеться слоном и никто ее даже не узнает, подумают, что это и есть слон. Давайте мы с вами поиграем в переодевание. слов. Поиграем по цепочке. Я называю слово со звуком м или м', а следующий игрок придумывает слово с этими звуками на последний звук моего слова (например, мак - каморка - аметист и т. д).
6. Произношение звуков м, м' в предложениях.
Воспитатель: Медвежата мечтали о маскараде. Они думали: "Я очень хочу пойти на маскарад, потому что. " Как вы думаете, почему? Скажите полным предложением.
Дети сочиняют предложения по заданному началу, проговаривая их полностью, употребляя в них слова со звуками м, м' (например, "Я очень хочу пойти на маскарад, потому что там много интересного", "Я хочу пойти на маскарад, потому что там все одеты в красивые маски" и т. д)
7. Физкультминутка.
Воспитатель: И вот однажды Мише и Маше пришло письмо. Они так обрадовались, когда увидели его, что затанцевали от радости. Знаете, как? Послушайте.
Здравствуй, Миша, (Дети кланяются направо)
Здравствуй, Маша! (Дети кланяются налево)
Что за радость, (Поднимают плечи)
Радость наша? (Прикладывают руки к груди)
К нам пришло сейчас письмо. (Рисуют в воздухе прямоугольник)
Интересное оно. (Качают головой).
Вот так радость! (Поднимаются на цыпочки)
Я танцую, веселюсь, (Танцуют на месте)
Пропадает напрочь грусть! (Разводят руки в стороны)
Прочитать его осталось! (Делают удивленное лицо, садятся)
8. Восстановление деформированного текста.
Воспитатель: Открыли медвежата письмо, стали читать и очень удивились. Ничего им не понятно. Давайте им поможем понять письмо.
Воспитатель читает письмо, дети исправляют предложения.
"Дорогой медвежата! Мы приглашать вы на лесная маскарад. Маскарад проходить на маленькая полянка. Пожалуйста приносить нам в подарок малинка. Ваш друзья"
9. Развитие просодии. Чтение чистоговорки.
Воспитатель: Как обрадовались Миша и Маша! Взяли с собой малину и пошли на полянку.
Там их уже ждали их друзья.
Держится хвостом за ветку,
Длинный хвост и очень цепкий.
Хулиганка, шалунишка,
Эта шустрая.
Дети: Мартышка.
Воспитатель:
Помельче бабочек немного,
Их всегда довольно много.
На лугу и тут, и там
Они порхают по цветам.
Полет малютки недалек,
Ведь это просто.
Дети: Мотылек.
Воспитатель: Я жужжу, жужжу, жужжу,
Я летаю и кружу
Возле носа, возле уха.
Догадайся, кто я?
Дети: Муха.
Воспитатель: С длинным хвостиком малышка,
Любит сыр и зерна.
Дети: Мышка.
Воспитатель выставляет на доску изображения мотылька, мухи, мышки и мартышки (или их игрушечные аналоги).
Воспитатель: Да, друзья медвежат уже все собрались. Увидели у Миши и Маши малину и спросили: "Вы малину мыли ли?" А медвежата ответили: "Мыли, но не мылили".
Дети поочередно произносят этот диалог-чистоговорку ("Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили") по ролям (Муха спрашивает, Миша отвечает; Мышка спрашивает - Маша отвечает; Мотылек спрашивает - Миша отвечает; Мартышка спрашивает - Маша отвечает и т. д.)
10. Знакомство с буквой м.
Воспитатель: Поели друзья вместе мытой малины, развеселились. Начался лесной маскарад. Взялись за руки друзья. И сказали: "Ты да я - это мы!" А между тем получилась буква м.
Дети попарно берутся за руки, образуя букву м. Воспитатель пишет букву м мелом на доске, дети выкладывают ее из палочек, рисуют ее в воздухе, потом на листочках карандашом.
С помощью букв азбуки составляются слоги с буквой м, читаются вслух, дети читают слово мак, пробуют его написать.
11. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Пока длится маскарад, чему каждый из медвежат очень рад, попрощаемся с Машей и Мишей. А теперь давайте расскажем друг другу, что мы сегодня новое узнали.
Воспитатель и дети прощаются с медвежатами и их друзьями и подводят сообща итоги занятия.