Татьяна Голубева
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
•Речевое развитие
•Познавательное развитие
•Физическое развитие
Технологии:
•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;
•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы
Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Публикация «Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте „Звуки [Л], [Л’], Буква Л“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Тип и вид занятия: комбинированное фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте, 3 период обучения, 2-е занятие по теме
Задачи:
- коррекционно—образовательные: продолжать учить четко произносить звуки [Л], [Л'], дифференцировать звуки на слух и в произношении; познакомить с буквой Л;
- коррекционно—развивающие: продолжать формировать умение определять место звуков [Л], [Л'] в начале, середине и конце слов; совершенствовать умение детей делить слова на слоги; развивать слуховое внимание, логическое мышление; языковое чутье, общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и инициативность.
Оборудование. Демонстрационный материал: предметные картинки с буквой Л; дидактическое пособие «Поезд»; раздаточный материал по количеству детей: предметные картинки со звуками [Л], [Л'] разной слоговой структуры; конструктор букв из полосок велькро; шумовые колокольчики.
Предварительная работа:
•постановка и автоматизация звуков [Л] и [Л'] у всех детей группы;
•вводное занятие по теме «Звуки [Л] и [Л'], их дифференциация»
Ход занятия
1. Организационный момент
«Разминка»:
•Выполнить артикуляционные упражнения для звуков [Л] и [Л'] : «вкусное варенье», «кошка лакает молоко», «чашечка»;
•Отгадать загадки: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса) Над домами у дорожки висит кусок лепешки. (Луна)
Какие звуки слышатся в начале слов: лиса, луна?
Сообщение темы занятия: Сегодня мы продолжим играть со звуками [Л] и [Л'], познакомимся с буквой Л.
2. Основная часть
Задание 1. Дидактическое упражнение «Разбирай-ка»
Вспомнить артикуляцию звуков:
губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; горлышко «работает».
Характеристика звука [Л]: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Узнавай-ка»
Узнавание звуков [Л] и [Л'] среди других:
Нужно позвонить в шумовой колокольчик, если услышите звуки [Л] и [Л']; л, г, н, ль … ; ла, ма, му, лю. ; ал, ол, уль, ин … ; ласка, ложка, пили, кошка, стол, баня, полка, лист, машина, уголь.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Старший и младший братцы»
Дифференциация звуков [Л] и [Л']
Логопед напоминает правила игры: Если услышите мягкий звук [Л'] (младший братец), то нужно присесть на корточки, а если услышите твердый [Л] (старший братец), нужно встать.
л, ль, ль, л, ль, …ла, ля, лё, ло, ул, уль, … ; лак, ляг, ноль, полы, поля, полынь, угол, уголь, …
Задание 3. Дидактическое упражнение «Раз, два, три – картинку подними!»
Работа с предметными картинками
Задания детям:
•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л] подними!» (пол, потолок, флаг, стол, стул, молоко и др.)
•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л'] подними!» (слива, шляпа, земляника, летчик, самолет, валенки и др.)
•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в начале слова, картинку подними!» (летчик, лампа, …)
•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в конце слова, картинку подними!» (стол, стул, пол, …)
•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в середине слова, картинку подними!» (туфли, молоко, валенки, флаг, …)
Задание 4. Дидактическая игра «Поезд»
Ход игры: Логопед напоминает детям, что в первом вагоне должны ехать картинки, в названии которых один слог; те картинки, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.
Сначала приглашаются дети к первому вагону, затем - ко второму (к третьему, к четвертому). Ребенок ставит свою картинку на наборное полотно и «доказывает» всем, что задание выполнено верно (отхлопывает слоги в слове).
Динамическая пауза: «Лягушка-квакушка»
Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звуки [Л]/[Л`].
Лягушка-квакушка - улыбка до ушей!
Весёлая подружка и рыбок, и мышей.
Попрыгает по суше, поплавает в воде …
Веселая лягушка не пропадет нигде!
И тут, и там она своя: она же зем-но-вод-на-я!
Ее люблю за это я, хотя она холодная! (Р. Алдонина)
В каких словах слышался звук [Л]? [Л`] ?
Задание 5. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой Л»
•Демонстрация различных графических изображений буквы Л.
Из чего состоит буква? Сколько нужно палочек?
•На что похожа буква Л? (Варианты ответов детей: на детскую горку, на гору, на шалаш, на хобот …)
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?» О. Гофман
Демонстрация буквы Л в рисунках художников (ласты, лунная поверхность, леопард)
•Конструирование буквы Л из пальчиков
•Конструирование буквы Л из полосок велькро (липкая лента)
Мы еще продолжим играть с буквой Л на следующем занятии.
3. Итог занятия. Рефлексия
С каким звуками мы играли? С какой буквой познакомились? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности?