Лучший педагог года

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л» (27 фото)

Татьяна Голубева
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей:

•Речевое развитие

•Познавательное развитие

•Физическое развитие

Технологии:

•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;

•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы

Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Публикация «Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте „Звуки [Л], [Л’], Буква Л“» размещена в разделах

Тип и вид занятия: комбинированное фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте, 3 период обучения, 2-е занятие по теме

Задачи:

- коррекционно—образовательные: продолжать учить четко произносить звуки [Л], [Л'], дифференцировать звуки на слух и в произношении; познакомить с буквой Л;

- коррекционно—развивающие: продолжать формировать умение определять место звуков [Л], [Л'] в начале, середине и конце слов; совершенствовать умение детей делить слова на слоги; развивать слуховое внимание, логическое мышление; языковое чутье, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей самостоятельность и инициативность.

Оборудование. Демонстрационный материал: предметные картинки с буквой Л; дидактическое пособие «Поезд»; раздаточный материал по количеству детей: предметные картинки со звуками [Л], [Л'] разной слоговой структуры; конструктор букв из полосок велькро; шумовые колокольчики.

Предварительная работа:

•постановка и автоматизация звуков [Л] и [Л'] у всех детей группы;

•вводное занятие по теме «Звуки [Л] и [Л'], их дифференциация»

Ход занятия

1. Организационный момент

«Разминка»:

•Выполнить артикуляционные упражнения для звуков [Л] и [Л'] : «вкусное варенье», «кошка лакает молоко», «чашечка»;

•Отгадать загадки: Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса) Над домами у дорожки висит кусок лепешки. (Луна)

Какие звуки слышатся в начале слов: лиса, луна?

Сообщение темы занятия: Сегодня мы продолжим играть со звуками [Л] и [Л'], познакомимся с буквой Л.

Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»

2. Основная часть

Задание 1. Дидактическое упражнение «Разбирай-ка»

Вспомнить артикуляцию звуков:

губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; горлышко «работает».

Характеристика звука [Л]: согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Узнавай-ка»

Узнавание звуков [Л] и [Л'] среди других:

Нужно позвонить в шумовой колокольчик, если услышите звуки [Л] и [Л']; л, г, н, ль … ; ла, ма, му, лю. ; ал, ол, уль, ин … ; ласка, ложка, пили, кошка, стол, баня, полка, лист, машина, уголь.

Фото «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте - фото

Задание 3. Дидактическое упражнение «Старший и младший братцы»

Дифференциация звуков [Л] и [Л']

Логопед напоминает правила игры: Если услышите мягкий звук [Л'] (младший братец), то нужно присесть на корточки, а если услышите твердый [Л] (старший братец), нужно встать.

л, ль, ль, л, ль, …ла, ля, лё, ло, ул, уль, … ; лак, ляг, ноль, полы, поля, полынь, угол, уголь, …

Фото №1 Конспекты занятий Буквы Фото №2 Знакомимся с буквами и звуками Конспекты занятий

Задание 3. Дидактическое упражнение «Раз, два, три – картинку подними!»

Работа с предметными картинками

Задания детям:

•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л] подними!» (пол, потолок, флаг, стол, стул, молоко и др.)

Фото №3 Все конспекты Обучение грамоте

•«Раз, два, три – картинку со звуком [Л'] подними!» (слива, шляпа, земляника, летчик, самолет, валенки и др.)

Фото №4 Звуки буквы слоги Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД апрель Тип и вид занятия комбинированное фронтальное занятие по формированию фонетической стороны речи и

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в начале слова, картинку подними!» (летчик, лампа, …)

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в конце слова, картинку подними!» (стол, стул, пол, …)

•«Раз, два, три – у кого звук [Л] ([Л']) в середине слова, картинку подними!» (туфли, молоко, валенки, флаг, …)

Фото №5 Обучение грамоте

Задание 4. Дидактическая игра «Поезд»

Ход игры: Логопед напоминает детям, что в первом вагоне должны ехать картинки, в названии которых один слог; те картинки, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.

Сначала приглашаются дети к первому вагону, затем - ко второму (к третьему, к четвертому). Ребенок ставит свою картинку на наборное полотно и «доказывает» всем, что задание выполнено верно (отхлопывает слоги в слове).

Предварительная работа постановка и автоматизация звуков Л и Л у всех детей группы вводное занятие по теме Звуки Л и Л их дифференциация Ход занятия Лиса Над домами у дорожки висит кусок лепешки Луна Какие звуки слышатся в начале слов лиса луна Сообщение темы занятия Сегодня мы продолжим играть со звуками Л и Л познакомимся с буквой Л Основная часть Задание Дидактическое упражнение Разбирай ка Вспомнить артикуляцию звуков губки слегка в улыбке зубки сближены кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам горлышко работает Характеристика звука Л согласный язычок создает преграду воздуху твердый звонкий Обозначение синий кружок с колокольчиком Характеристика звука Л согласный мягкий звонкий

Динамическая пауза: «Лягушка-квакушка»

Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звуки [Л]/[Л`].

Лягушка-квакушка - улыбка до ушей!

Весёлая подружка и рыбок, и мышей.

Попрыгает по суше, поплавает в воде …

Веселая лягушка не пропадет нигде!

И тут, и там она своя: она же зем-но-вод-на-я!

Ее люблю за это я, хотя она холодная! (Р. Алдонина)

Фото №6 Обозначение зеленый кружок с колокольчиком

В каких словах слышался звук [Л]? [Л`] ?

Задание 5. Дидактическое упражнение «Знакомство с буквой Л»

•Демонстрация различных графических изображений буквы Л.

Из чего состоит буква? Сколько нужно палочек?

Фото №7 Дидактическое упражнение Узнавай ка Узнавание звуков Л и Л среди других Нужно позвонить в шумовой колокольчик если услышите звуки Л и Л л г н ль ла ма му лю Фото №8 ал ол уль ин ласка ложка пили кошка стол баня полка лист машина уголь

•На что похожа буква Л? (Варианты ответов детей: на детскую горку, на гору, на шалаш, на хобот …)

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О. Гофман

Демонстрация буквы Л в рисунках художников (ласты, лунная поверхность, леопард)

Фото №9 л ль ль л ль ла ля лё ло ул уль лак ляг ноль полы поля полынь угол уголь

•Конструирование буквы Л из пальчиков

Фото №10 Дидактическое упражнение Раз два три картинку подними Работа с предметными картинками Задания детям Раз два три картинку со звуком Л подними пол потолок флаг стол стул молоко и др

•Конструирование буквы Л из полосок велькро (липкая лента)

Раз два три картинку со звуком Л подними слива шляпа земляника летчик самолет валенки и др Сначала приглашаются дети к первому вагону затем ко второму к третьему к четвертому Ребенок ставит свою картинку на наборное полотно и доказывает всем что задание выполнено верно отхлопывает слоги в слове Динамическая пауза Лягушка квакушка Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть если услышите звуки Л Л Лягушка квакушка улыбка до ушей Весёлая подружка и рыбок и мышей Попрыгает по суше поплавает в воде Веселая лягушка не пропадет нигде И тут и там она своя она же зем но вод на я Ее люблю за это я хотя она холодная Р

Мы еще продолжим играть с буквой Л на следующем занятии.

3. Итог занятия. Рефлексия

С каким звуками мы играли? С какой буквой познакомились? Что запомнилось? Что понравилось? Какие были трудности?

Публикации по теме:

НОД по обучению грамоте с использованием ИКТ «Буква Г, звуки [г]-[г’]» Задачи: Познакомить с буквой Г, звуками [г],[г']. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звук из потока речи в начале.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте «Звуки [х]-[х’]. Буква х» Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте. Составила: учитель-логопед Бабичкина И. А. Тема: Звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Согласные звуки [ф],[ф']. Буквы Ф, ф.» Цель: знакомство с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ф, научить узна- вать ее зрительно; формировать навыки пра- вильного и осознанного чтения; развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [г], [г’]. Буква Г» Цели занятия: познакомить детей с буквой Г, научить узна- вать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; про.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать \ слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [т], [т’]. Буква Т» Цели занятия: познакомить детей с буквой Т, учить читать слоги и слова с данной буквой, различать на слух звуки [д] и [т]; закреплять умение.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 20:16
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию фонетических средств языка и обучению грамоте «Звуки [Л], [Л’]. Буква Л»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД