Татьяна Зборовская
«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [Г], [Г’], буква Г». Конспект НОД в ОО «Коммуникация» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область "Коммуникация".
Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [Г], [Г'], буква Г).
Цель: ознакомление детей с согласными звуками [Г], [Г'], буквой Г.
Задачи:
1. Познакомить с согласными звуками [Г], [Г'], буквой Г;
2. Формировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
3. Развивать речевую активность, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Темочки:
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Оборудование: игрушка-перчатка Ёжик, сюжетные картинки, звуковички, «домик» (позиция звука в слове, схема-позиция зв., схема-слог, схема-предложение, схема для звукового анализа (для каждого ребёнка, зашифрованное слово, рабочие тетради, карандаши, валики «Су Джок».
1 этап. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришёл наш знакомый Ёжик. И значит, мы с вами будем заниматься …
(Предполагаемый ответ детей: - обучением грамоте.)
- И как обычно он принёс с собой много интересных заданий.
2 этап. Актуализация знаний.
Мобилизационный момент.
- Для начала напомним нашему другу всё, что мы знаем о звуках.
(Предполагаемый ответ детей:- Звуки в русском языке бывают гласными и согласными; гласные звуки – это те звуки, которые при произношении не встречают преграды, а согласные звуки - это те звуки, которые при произношении встречают преграду; согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.)
- Молодцы, совершенно верно.
- До кого Ёжик дотронется своим носиком, тот произнесёт любой гласный (согасный) звук.
(Дети произносят звук по заданию Ёжика.)
- Замечательно.
3 этап. Постановка проблемы и «открытие» нового знания.
- Ребята, Ёжик принёс вам новую загадку. Послушайте внимательно и отгадайте:
Длинный и железный,
В хозяйстве он полезный.
Его по шляпке крепко бьют,
Бедняге спуску не дают.
(Предполагаемый ответ детей:- Гвоздь.)
- Молодцы. С какого звука начинается это слово?
(Предполагаемый ответ детей:- со звука [Г].)
- Давайте произнесём его быстро-быстро несколько раз…. А теперь медленно…. Удивлённо….
(Дети произносят звук по заданию Ёжика.)
- Какой это звук?
(Предполагаемый ответ детей: - Согласный.)
- Он глухой или звонкий?
(Предполагаемый ответ детей: - Звонкий.)
- Почему?
(Предполагаемый ответ детей:- Горлышко проснулось (определяют тактильно).
- Чудесно, я знала, что вы сами справитесь с этим заданием Ёжика.
- А теперь послушайте внимательно слова, которые приготовил для вас Ёжик: газета – гитара. В слове газета звук [Г] слышится каким?
(Предполагаемый ответ детей: - Твёрдым.)
- А в слове гитара?
(Предполагаемый ответ детей: - Мягким.)
- Значит звук [Г] может быть…
(Предполагаемый ответ детей: - Может быть твёрдым и мягким.)
- Ребята, дайте полную характеристику звука [Г].
(Предполагаемый ответ детей: - Звук [Г] согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким.)
- Найдите "звуковичка" для этого звука и объясните, почему вы выбрали именно этого "звуковичка".
(Ребёнок находит нужного "звуковичка" и объясняет свой выбор.)
- Большое тебе спасибо, ты отлично справился с заданием.
- А сейчас каждый из вас подбирает слова со звуком [Г] и определяет позицию звука в слове.
(Игра «Домик с подъездами». Каждый ребёнок подбирает слово, определяет позицию звука в слове и присаживается на своё место. До этого момента вся работа проходила сидя на ковре.)
4 этап. Закрепление нового знания.
Работа в тетрадях.
- А сейчас, давайте подумаем, как же мы разукрасим крышу нашего домика и колокольчик…
(Дети дают полный, доказательный ответ, почему именно крыша сине-зелёная, а колокольчик необходимо закрасить.)
- Ребята, а мы можем поселить наш звук в домик?
(Предполагаемый ответ детей: - Нет.)
- Почему?
- Чем отличаются буквы и звуки?
(Дети напоминают об отличиях звука и буквы.)
- Молодцы, всё помните.
- На что похожа буква? А мы можем её показать?
Показать как пишется буква Г, прописать три образца заглавной и маленькой буквы Г.
- Сейчас мы уже можем поселить нашу букву в домик (уточнить, где именно будет жить буква).
Пальчиковая гимнастика с использованием валиков «Су Джок».
Игра «Где моё место».
- Следующее задание от Ёжика – определить позицию звука в слове (картинки: пуговица, груша, сапог; схема слова).
- Молодцы. Выполнили задание аккуратно и внимательно.
- Продолжаем работу в тетрадях. Что нарисовал Художник?
(Предполагаемый ответ детей:- Вагоны и грибы.)
- Но он опять просыпал бусинки и нам необходимо собрать бусинки на ниточку.
- Вы, наверное, устали… Ёжик ждёт вас на разминку. Скорее выходите и Ёжика поддержите.
Динамическая пауза.
Где-то, где-то на горе
Гном живёт в густой траве.
Гномик целый день считает,
Постепенно прибавляет,
Этим всех он удивляет:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем светлячков искать.
(Дети выполняет движения по показу и с опорой на текст.)
Игра «Самый внимательный».
- Задание от Ёжика – я называю слова, если вы услышали звук [Г] – приседаете, если нет – стоите.
Голос, стул, радуга, гриб, дом, ветер, голубь, огурец, месяц, магнит, улыбка.
(Дети выполняют задание.)
Игра «Четвёртый лишний».
- Ребята, новое задание от Ёжика. Задание сложное. Будьте внимательны и не забудьте объяснить, почему именно это слово лишнее.
глобус голова снег газета
бегемот огород попугай магазин
голубь огурец открытка магнит
гром гармошка глаз гном
(Дети определяют лишнее слово и дают полный ответ. В каждом подборе слов свой признак отличия.)
- Я в вас даже не сомневалась, вы были внимательны и смогли справиться с таким сложным заданием.
- Вы, наверное устали? И Ёжик наш утомился, давайте немного отдохнём.
Дыхательные упражнения.
Упражнение направлено на активизацию работы мозга.
(Выполняются медленные глубокие вдохи поочерёдно правой и левой ноздрёй, выдох через рот.)
Игра «Слово - предложение».
- Ребята, Ёжик принёс ваше любимое задание. Надо расшифровать слово.
(Дети расшифровывают слово. Оно зашифровано цветом и формой. Ключ шифра в таблице.)
- Молодцы, вы были внимательны и справились с заданием. Но ёжик усложнил задание… Теперь вам необходимо составить звуковую схему этого слова.
- Проверьте друг у друга, как составлена схема (работа в парах).
(Дети составляют на местах схему слова. Один ребёнок выполняет задание у доски и объясняет выполнение задания. Дети делают взаимопроверку задания и оценивают выполнение задания.)
- Молодцы. Вы справились с заданием.
- А кто сможет составить предложение по схеме с этим словом?
(Дети проговаривают составленные предложения в соответствии со схемой.)
5 этап. Итог (осмысление).
- Ребята, давайте мы сами вспомним и напомним Ёжику всё, о чем мы сегодня говорили. С каким новым звуком мы познакомились?
(Предполагаемый ответ детей:- Сегодня мы познакомили со звуком [Г]. Дети дают полную характеристику звука.)
-Какой буквой на письме обозначается этот звук?
(Показывают какой буквой обозначается звук [Г].)
-Какие интересные задания мы выполняли сегодня?
(Вспоминают игровые задания и упражнения, которые понравились.)
6 этап. Продолжение исследования вне НОД.
- Наши игры с Ёжиком на сегодня закончились и сейчас мы будем собираться на прогулку. Давайте на прогулке «поищем» слова, в которых есть звуки [Г] и [Г'].
(На прогулке ребята «находят» слова со звуками [Г] и [Г']. Педагог выслушивает все ответы детей.)