Елена Шуршина
Занятие «Буква «Р». Звуки [р]-[р’] — согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».
• Познакомить с буквой «Р».
• Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах, определения местоположения звуков в слове.
• Отработать навыки слогоделения и звукового анализа слов.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
Публикация «Занятие „Буква „Р“, Звуки [р]-[р’] — согласные“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
• Демонстрационный материал: кружочки красного, зелёного и синего цветов;
• Магнитная доска, магниты, мел.
• Дидактический материал: Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я», Колесникова Е. В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет».
• Простые и цветные карандаши, ластики.
• Круги красного, синего, зеленого цвета.
• Иллюстрации к мультфильму «Простоквашино».
• Пазлы с буквой «Р».
• Картинки: ворона, забор, дверная ручка.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках, вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных, звук от буквы, а также познакомимся с новой буквой, узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я».
II. Основная часть.
Дифференциация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.
Педагог: Ребята! Мы с Вами знаем, что всё, что нас окружает - все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с вами различные звуки! Я сегодня слышала, как в траве мяукал котенок! Мяу-мяу! Наверно он звал свою маму. Рядом сидел щенок, который хотел познакомиться с котенком и рычал: р-р-р. А давайте вспомним, какие вы сегодня слышали звуки?
Ответы детей.
Педагог: Мы с вами умеем издавать различные звуки. Одни звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает – это гласные звуки. Другие, к сожалению, мы не можем пропеть и протянуть, потому что нам мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок).
Согласные звуки могут быть твердыми, как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук». Каждому из вас я буду называть звук, а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный, твердый или мягкий.
Фронтальный опрос.
Педагог добивается полного ответа учащегося ( например: «твёрдый согласный звук»).
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть? Ответы детей.
Педагог: Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но, а мягкие согласные - кружком зеленого цвета.
А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики». Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета, мягкий согласный – зеленого цвета.
Педагог называет звуки, дети поднимают соответствующий данному звуку круг, педагог просит обосновать детей свой выбор.
Педагог: Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Мы веселые милашки (руки на пояс раскачиваться в стороны)
Чудо – куклы, неваляшки (продолжать раскачиваться)
Мы танцуем и поем (приседание)
Очень весело живем (прыжки на месте)
Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие.
Мы с вами знаем, что нас окружают не только звуки, но и буквы. Мы их можем увидеть в книгах и журналах, на вывесках магазинов.
Педагог: А кто помнит, чем же буквы отличается от звуков?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, звуки мы только произносим и слышим, а буквы - пишем и видим.
Фронтальный опрос.
Педагог, поочерёдно опрашивая учащихся, то называет звук, то пишет на доске букву.
Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква, говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный.
Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).
Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук, и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук, указать их на доске. Причём, когда произносится звук, ребёнок показывает на кружочек под буквой, в котором он «прячется».
Педагог: Ребята, а вы любите мультфильмы?
Ответы детей.
Педагог: Замечательно! Тогда внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, из какого они мультфильма?
Педагог вывешивает на доску иллюстрации из мультфильма «Простоквашино».
Педагог: Ну, что, узнали?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, кто же жил в деревне Простоквашино?
Ответы детей.
Педагог: Правильно! Скажите мне, а какой звук вы слышите в словах «П-р-ростоквашино», «Федор-р-р», «Мур-р-р-ка», «Матр-р-р-оскин»?
Ответы детей.
Педагог: Действительно звук «Р». А кто расскажет об этом звуке, какой он: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий? Каким кружочком будем обозначать?
Ответы детей.
Педагог: Какой звук Вы слышите в словах «Шар-р-рик», «Гавр-р-рюша»?
Ответы детей.
Педагог: Звук «РЬ» гласный или согласный? Кружком, какого цвета будем обозначать?
Ответы детей.
Знакомство с буквой.
Педагог: Звуки «Р» и «РЬ» мы можем видеть?
Ответы детей.
Педагог: Звуки «Р» и «РЬ» прячутся в букве «ЭР». Букву «ЭР» я могу написать, а вы её можете сейчас увидеть.
Педагог пишет букву «Р» на доске.
Педагог:
Букву «Р» писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок
И получится флажок.
А на что похожа буква «Р»?
Ответы детей.
Педагог: А теперь давайте посмотрим, в каких же словах мы можем встретить букву «Р»?
Педагог раздает пазлы с буквой «Р», дети собирают пазлы.
Педагог: Ребята, у нас получился замечательный дом, в котором сегодня поселилась буква «Р», а еще художник нарисовал картинки, в названии которых спряталась буква «Р». Давайте посмотрим, что нарисовал художник в правом верхнем углу?
Ответы детей.
Педагог: Что нарисовал художник в левом верхнем углу?
Ответы детей.
Педагог: Что нарисовал художник в левом нижнем углу?
Ответы детей.
Педагог: Что нарисовал художник в правом нижнем углу?
Ответы детей.
Педагог: Замечательно, во всех этих словах есть буква «Р». А давайте сейчас мы все вместе попробуем вспомнить слова с буквой «Р».
Ответы детей.
Педагог: Вы большие молодцы! Но, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Я попрошу вас собрать все пазлы в корзиночки и положить их на край стола. Строимся паровозиком и отправляемся на переменку.
Перемена.
Работа в тетради.
Педагог: Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я».
Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.
Педагог: Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.
Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.
Педагог: Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница нарисовала красивые картинки. Нам необходимо определить место звука «Р» в названии каждого предмета и нарисовать синий круг в прямоугольнике в соответствующем месте. Перед тем как мы будем определять место звука «Р» в слове, нам необходимо отгадать загадки.
В пышной кроне за листвой,
Крик да перепалка,
Кто же там базар устроил,
И шумит и каркает?
(Ворона)
Педагог: Вор-р-р-она. В этом слове мы слышим с вами звук «Р»? Где же он спрятался в начале, в середине, в конце слова?
Дети: В середине слова.
Педагог: Он гласный или согласный?
Дети: Согласный!
Педагог: Твёрдый или мягкий?
Дети: Твердый!
Педагог: Каким цветом будем его обозначать?
Дети: Синим.
Педагог: Берем синий карандаш, в середине прямоугольника, под вороной рисуем синий круг и закрашиваем его.
Аналогичная работа проделывается со словами ручка, забор.
Педагог: А теперь следующая загадка.
Я в дом тебя в любой пущу,
Стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу –
Коль не подашь мне руку.
(Дверная ручка)
Друг за другом встали доски
Как тигриные полоски.
Только Тигр не убежит –
Грядки с луком сторожит.
(Забор)
Педагог: Молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем, выполним зарядку для наших пальчиков.
Упражнение «Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили (Волнообразные движения.)
Постучали (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Педагог: Замечательно! А теперь нам предстоит выполнить задание 4 на стр. 21.
Педагог: Ребята, мы учимся с вами говорить красиво. Вся наша речь состоит из предложений. Предложения могут состоять из одного слова. (Осень.)
Из двух слов. (Наступила осень.) Или из трех слов (Наступила золотая осень). И даже 4,5,6,7 слов.
Давайте посмотрим на задание 4. Нам необходимо прочитать предложение, определить количество слов в предложении и составить схему данного предложения.
Педагог записывает предложение на доске, просит одного из детей прочитать предложение, определить количество слов в предложении, назвать первое, второе, третье слово и составить у доски схему предложения. Остальные дети составляют схему предложения в тетради «От А до Я».
Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! Давайте поаплодируем сами себе! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, познакомились с буквой «Р», узнали: какие звуки прячутся в этой букве, определяли место звука в словах и обозначали на схеме, читали предложения и определяли количество слов в предложении. А наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!
Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.