Надежда Бояринцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми
старшего возраста в группе компенсирующей направленности
«Дифференциация звуков «С» и «Ш»
Бояринцева Надежда Валерьевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7»Огонек», Россия, Архангельская область, город Котлас.
Цель:
1. Учить дифференцировать в произношении и на слух звуки «С» и «Ш».
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Сравнивать звуки по акустическим и артикуляторным признакам.
3. Совершенствовать фонематическое восприятие.
Материал: Индивидуальные зеркала, символы звуков «С», «Ш», массажные колечки, демонстрационные картинки со звуками «С» и «Ш», картинки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
*Аутотренинг (дети повторяют вместе с логопедом) :
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Плавно звуки пропеваем
Сделать вдох не забываем
* Игра «Повтори, не ошибись» : дети повторяют за логопедом по 2-3 слога:
па-ма ат-ак во-от бо-до аф-ну вы-ам ма-на
2. Введение в тему:
Логопед: Ребята, я сегодня к вам приехала на автобусе. По дороге автобус наехал на гвоздь и у него прокололось шина. Из шины стал выходить воздух «Ш___» (логопед длительно произносит звук «Ш»). Из автобуса вышел водитель и стал накачивать шину насосом «С___» (логопед длительно произносит звук «С»).
Логопед: Ребята, с каким звуком выходил воздух из шины?
Дети: Ш___
Логопед: С каким звуком накачивал шину водитель?
Дети: С___
Логопед: Сегодня мы будем играть со звуками «С» и «Ш». Будем их слышать и правильно произносить.
3. Артикуляционная гимнастика
Но вначале, чтоб наш язычок нас слушался, мы поиграем с ним. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Шалунишка-язычок в нашем ротике живёт. (упр. «Блинчик»)
Он открыл своё окно –а на улице тепло. (упр. «Окошечко»)
Язычок наш потянулся- широко нам улыбнулся. (широкий язычок кладём на верхнюю губку- затем упр. «Улыбка»)
А потом решил гулять- пошёл лошадку запрягать. (упр. «Лошадка»)
Язык встретил маляра –обновить забор пора (упр. «Маляр» и упр. «Заборчик»)
Приустали, посидели и присели на качели. (упр. «Качели»)
Язычок наш притомился- к себе в домик возвратился. (Рот закрыть)
4. -Логопед: Какой последний звук в словах : автобус, лес, нос?
Дети: «С»
Логопед выставляет символ звука «С».
-Логопед: Какой первый звук в словах : шина, шапка, шуба?
Дети: «Ш»
Логопед выставляет символ звука «Ш».
-Логопед: Чем эти звуки похожи между собой?
Дети: Эти звуки согласные, глухие. (могут объяснить- почему согласные, глухие).
-Логопед: А чем эти звуки отличаются?
Дети: При произнесении звука «С»- губы улыбаются, язык находится внизу, при звуке «Ш»- губки округляются, язык наверху.
5. Игра «Какой звук я говорю?»
Логопед показывает звук по артикуляции, а дети должны сказать какой это звук. (С-Ш-Ш-С-С-Ш-Ш-Ш-С).
6. Игра «Попугайчики» : хоровое и индивидуальное проговаривание слогов, сочетаний слов, чистоговорок.
Логопед: Мы не девочки и не мальчики,
Мы сегодня попугайчики,
Попугай, попугай,
Вместе с нами повторяй.
• Проговаривание слогов: СА-ША, СО-ШО, АС-АШ, ШИ-СЫ, ОС-АШ, ШО-ОС….
• Проговаривание слов: СОК-ШОК, МИШКА-МИСКА, УШИ-УСЫ, СУТКИ-ШУТКИ, СОЛИТЬ-ШАЛИТЬ, КАШКА-КАСКА….
• Проговаривание чистоговорок:
Язык кверху ША-ША-ША- наша Маша хороша.
Язык книзу СА-СА-СА- укусила нас оса.
Язык кверху ШИ-ШИ-ШИ- наши уши хороши.
Язык книзу СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы-усы.
7. Физкультминутка- гимнастика для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять- вышли пальчики гулять (Сжимают и разжимают пальчики)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик кушать стал,
Этот пальчик не ел, а только лишь смотрел. (Надевают массажное колечко на каждый пальчик).
8. На доске выставлены картинки: шуба, солнце, игрушки, шарф, автобус, носки.
А) Выбрать к определениям нужную картинку:
• мохнатый, мягкий, шерстяной…. (шарф)
• голубой, быстрый, железный (автобус)
• интересные, весёлые, смешные…. (игрушки)
• яркое, горячее….(солнце)
• меховая, пушистая, чёрная…. (шуба)
• пуховые, серые, тёплые…. (носки)
Б) *Назвать картинку, которая начинается на ША…
* Назвать картинку, которая начинается на СО…
* Назвать картинку со звуком «С» в середине.
* Назвать картинку со звуком «Ш» в начале.
* Назвать картинку, которая начинается на ШУ…
* Найти картинку со звуком «Ш» в середине.
* Назвать картинку со звуком «С» в конце.
9. «Чтение» слов по звукам-символам, преобразование слов:
САША-ПАША-ДАША-МАША-МИША (Логопед даёт задание детям по замене звуков-символов, дети выполняют задание на доске по очереди, затем «читают» получившиеся слова).
10. У каждого ребенка по 2 картинки: одна со звуком «С», другая- со звуком «Ш».
Каждый выходит, называет картинки, а затем раскладывает картинки по 2 кармашкам: в первый кармашек дети кладут картинку со звуком «С», а во второй-картинку со звуком «Ш».
11. Логопед читает предложения, а дети должны исправить и произнести правильно.
• Башня нарисовала Алёшу.
• Школа идёт к Свете.
• Сад растёт в ромашках.
• Самокату купили нового Мишу.
• Интересная сказка слушает малыша.
• Шерстяные носки одели бабушку.
• Шарф купил Машу.
12. Подведение итога.
Логопед: Ребята, какие звуки мы учились различать?
Что вам понравилось? Что было трудно для вас?
Логопед подводит итоги, даёт оценку деятельности детей.