Елена Штохова
Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [л] — [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия
по теме "Звуковая культура речи :
дифференциация звуков [л] - [р]. "
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- учить слышать звук в слове,
- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
Публикация «Конспект занятия на тему „Дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- учить правильно отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
-Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры "Услышь звук", "Подбери слово", физминутка "Лавата", соотнесение изображений гномов с их именами.
- Словесные: рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок, чтение отрывка из сказки «Белоснежка и семь гномов», беседа по содержанию текста, вопросы, ответы, составление рассказа на заданную тему.
Ход организованной деятельности.
1. Уточнение артикуляции звуков.
- Из всех звуков звук [р] — самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Чаще всего вместо [р] выговаривается похожий на него звук [л].
Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я однажды наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек". „Карр-карр-карр", — терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек", — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак".
Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их.
Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)
2. Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т. д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.
3. Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).
Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л
4. Отгадывание загадок.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?
Д е т и. Лук.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.
Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.
Послушайте еще одну загадку:
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат. Что это?
Д е т и. Экскаватор.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети отвечают.
Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р].Дети выполняют.
Физкультминутка.
5. Соотнесение изображений гномов с их именами.
Сегодня вы послушаете отрывок из сказки американского писателя Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Это сказка о девочке, которую звали Белоснежка, и о ее друзьях — семи сказочных маленьких человечках, гномах. Все они были добрыми приятелями. А звали их так: Профессор, Ворчун, Весельчак, Стеснительный, Ап-чхи, Соня и Молчун. Вот эти гномы. (Показывает иллюстрации.) Посмотрите, какие они разные. Как вы думаете, кто здесь Весельчак, кто Ворчун? Почему вы так думаете?
Дети отвечают.
Догадайтесь, почему так звали гномов. Почему одного из гномов звали Стеснительный? Дети отвечают.
Ап-чхи? Дети отвечают.
Соня? Дети отвечают.
Молчун? Дети отвечают.
6. Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»
Послушайте, что говорится в сказке о том, почему так назвали гномов, и что с ними произошло. (Читает сказку со слов «Жили они в бедной.».)
Вопросы
1. Понравилась ли вам сказка?
2. Кто такие гномы?
3. Как звали гномов из сказки?
Вопросы-подсказки: как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались? Как звали гнома, который все время чихал? Как звали гнома, который всегда молчал? любил ворчать? любил спать? был всегда веселым? всегда стеснялся?
(Вопросы-подсказки задают только в том случае, если дети упустят
чье-либо имя.)
7. Составление рассказа о том, как гномы праздновали новоселье.
8. Итог.
- Какую сказку мы сегодня с вами сочиняли?
- Какой гном вам нравиться больше всего и почему?
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Чем они отличаются?