наталья омельченко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б], [Б’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б».
Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б.
Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; учить выделять звуки из состава слова; продолжать обучение чтению прямых слогов, упражнять в анализе односложного слова.
Оборудование: сигнальные фонарики (синие, зеленые, красные квадраты, индивиду-альные схемы, картинный материал.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Б], [Б’]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Ход ос:
1. Организационный момент
Сядет тот, кто назовет первый звук в слове : кот, парта, Тоня, Соня, цапля, зонт, пушка, конь.
2. Объявление темы.
- Послушайте внимательно слова, какой звук часто встречается в начале этих слов: бочка, батон, бант, банан, Буратино. (правильно звук [б]). А какой звук встречается в начале этих слов: бинт, белка, билет, белый? (правильно звук [бь]). Сегодня вы познакомитесь со звуками [б], [бь] и буквой «Б».
3. Анализ артикуляции звуков [б], [бь].
Послушайте, как блеют бараны: большой блеет б-б-б,
маленький – бь, бь, бь.
-Давайте вместе произнесем звук [б].
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [б] звонкий.
- Звук [б] - согласный, твердый, звонкий, мы обозначаем его синим цветом.
Аналогично анализируется произнесение звука [бь]. (обращается внимание на то, что при произнесении звука [бь] губы слегка растгиваются).
- Звук [бь] – согласный, мягкий, звонкий, мы обозначаем его зеленым цветом.
4. Закрепление звуков [б], [бь].
Покажите голосом, как блеет большой баран: б-б-б.
Покажите голосом, как блеет маленький баран: бь-бь-бь.
Дети по очереди по просьбе логопеда изображают песенки большого и маленького баранов тихо и громко.
5. Дифференциация звуков [б], [бь].
Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками). У детей на столах зелёный и синий квадраты. Если логопед произносит звук [б] – дети поднимают синий квадрат, если [бь] – зелёный.
—звуки [б], [бь] : б, бь, бь, б, б, б;
— звуки [б], [бь] в слогах: ба, би, бе, бо, бу, бю, бы, бэ;
— звуки [б], [бь] в словах: бинт, болото, кабинка, белка, босой, кобра, обезьяна, бобр, воробей.
6. Произнесение звуков [б], [бь] в словах.
Посмотрите на доску. Перед вами картинки. Картинки, в названии которых есть звук [б], мы подарим большому барану, в которых есть звук [бь] – маленькому барану. (баран, банан, собака, кабан, грибы, арбуз, обезьяна, белка, бизон, комбинезон, билет).
Логопед раздает детям картинки. И просит их обозначить звуки [б], [бь] на схематической полоске слова зеленым или синим квадратом.
7. ФИЗМИНУТКА «Под веселые напевы
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
8. Игра «лишнее слово».
Логопед называет слова, в трех из которых есть звук [б] или [бь], в четвертом противоположный. Дети называют лишнее слово, объясняют свой выбор.
9. Знакомство с буквой Б
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. И к нам пришла буква Б
Буква Б – просыпается рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Рассматривание, отыскивание, обведение контура, печатание.
10. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
- Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.
11. Звуковой анализ слова БЫК.
- Назовите последовательно звуки в слове БЫК. Логопед параллельно выкладывает соответствующие буквы.
- Назовите первый звук (Б). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите второй звук (Ы). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Назовите третий звук (К). Дайте характеристику звука. Какой он. Обозначьте звук под буквой.
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
12. Итог ос.