Инна Пархоменко
Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных качеств, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития познавательной мобильности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель моего педагогического опыта: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Я стараюсь так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
В своей работе я использую: наглядно- поисковый метод, моделирование, зрительные и слуховые диктанты; игры и упражнения с палочками Кюизенера, со счетными палочками; с математическим планшетом; с кубиками по методике Никитина; игры-головоломки, задачки математического содержания и др.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, пришла к мнению, что наиболее эффективным средством, способствующим развитию познавательного интереса дошкольников, являются палочки Кюизенера. Палочки легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Цветные палочки вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. На начальном этапе палочки используются детьми, как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. Затем палочки уже выступают, как пособие для маленьких математиков, и тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
А помогают им пособия альбомы «На золотом крыльце», «Дом с колокольчиком», «Кростики», в которых содержится ряд заданий для самостоятельной деятельности детей.
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.
В своей работе я активно использую и игры Никитина, которые позволили создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта: развить внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, затем усложняется задача – ребенок приступает к составлению узоров, которые он выполняет по готовому образцу, либо придумывает сам. Существует такое пособие как альбом к кубикам Никитина.
А математический планшет (в его изготовлении приняли участие родители моих воспитанников) – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному (познавательному) развитию, а также развитию творческих способностей. В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». А это означает развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия.
Простой и функциональный игровой материал (математический планшет) позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений. Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок «рисует» самые разные изображения. - это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т. п.
"Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность
"прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Играя с "математическим планшетом ", ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира и его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.
В этом году родители моей (старшей) группы изготовили «математический экран», который мы прикрепили к стене в группе. В самостоятельной деятельности дети свободно играют им, создавая различные по замыслу картины.
Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен.
Детей привлекает в играх-головоломках занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.
Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение предметов, форм, фигур помогут детям не только определить оптимальные возможности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений.
Использование в работе нетрадиционного материала позволяет мне занимать разнообразные позиции по отношению к ребенку: вместе, рядом.
Система использования логико-математических игр с детьми старшего дошкольного возраста обеспечивает для каждого из них ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. А так же повышает уровень интеллектуального развития, сформировывает у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования :
Подводя итог, хочу сказать: не оставайтесь равнодушными к деятельности детей. Развивая способности детей уже с младшего возраста, используя современные технологии обучения, интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.