Светлана Князева
Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".
Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. Для малышей, кроме того, необходимо ощущение защищенности и безопасности. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложилась в группе, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка интерес к окружающему миру, к людям, стремление узнавать и учиться новому.
Публикация «Консультация „Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной способ познания для ребенка- ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо беседовать серьезно: как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.
Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.
Воспитатель должен уметь включиться в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Умение интересно играть сразу же открывает ему доступ в детские группы, позволяет войти в доверительные отношения с детьми. Но для этого ему следует овладеть способами построения игры, принятыми в детской субкультуре, умело пользоваться ими.
Поэтому целесообразно играть по подгруппам.
Конкретные сведения об окружающем мире дети гораздо легче усваивают а процессе игры, повседневного свободного общения с воспитателем, чтения специально подобранных книг, а также в организованной воспитателем деятельности по развитию сенсорных действий, мышления, изобразительной деятельности, конструирования, которые всегда включают какой-либо конкретный материал.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.
Дидактическая игра лишь отвечает требованиям полной систематизации знаний: иногда это-"взрыв удивления"детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда -игра-"поиск и открытие", и всегда игра радость. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием особенность дидактической игры.
Дидактической игре свойственно обязательное наличие дидактической задачи, игровых правил и действий.
Дидактическая задача -один из основных элементов игры, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процесс познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи- дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры- без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становиться содержательной.
Игровые действия- не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и т. д. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Известно, что возможности дидактической игры в передаче знаний ограничены, но это эффективный метод усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности, умениями и навыками (обследовать, сравнивать, описывать, выявлять свойства).В игре формируется умение самостоятельно и рационально использовать знания при решении игровой за-дачи. Значима дидактическая игра в формировании личности ребенка. Готовность решать мыслительные задачи, желание выигрывать, соблюдая правила- таков стиль поведения ребенка в игре. Поэтому игру не следует превращать в занятие, воспитатель играет вместе с детьми, поощряет их положительные эмоции, двигательную и умственную активность.
Варианты организации и проведения игр различны и зависят от назначения их. Дети распределяются по 2-4 человека и воспитатель последовательно проводит с ними 2-3 игры, включаясь в процесс игры в качестве участника. Или дети играют в разные, меняясь ими. В этих случаях игра является формой организации познавательной деятельности. Использование игры в качестве метода обучения предполагает фронтальное руководство деятельностью детей. Воспитатель выполняет роль ведущего, не превращая игры в игровые упражнения.
Руководство дидактическими играми довольно сложный процесс. Воспитателю необходимо стимулировать игровую состязательность, не упуская при этом развивающего и воспитывающего воздействия игры.
Сформировать у детей умение мыслить логично, самостоятельно, контролировать свои действия в процессе обучения довольно сложно. Поэтому создаются условия и ведётся целенаправленная работа по формированию самостоятельной детской деятельности.
Для самостоятельной деятельности подбираются игры, пособия, которые увлекательны для детей в данный период. Игры интересные, содержательные, но требуют длительного освоения. Игры на плоскостное и объемное моделирование, разнообразные головоломки. Каждый из детей осваивает игру индивидуально, результаты различны. Он самостоятелен в выборе игры, постановке цели, достижения результата. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.