Марина Парахина
Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Парахина Марина Александровна
«Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов как субъективных, так и объективных.
Публикация «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики.
В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
По определению А. А. Люблинской, активность – это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее направленность у детей неодинакова.
Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого — приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.
Я задумалась о том, как же поддержать интерес у детей к неизведанному? Эту задачу возможно решить на основе создания мини-музеев.
Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Какую же роль играет музей в детском саду?
Н. А. Рыжова раскрывает его актуальность: «Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
Часто ли наши дети бывают в музее?
Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников ни разу не была в музее. Причины бывают разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом поселке, где рядом только школьный музей. Но если родители и выезжают за пределы поселка, то им просто не приходит идея посетить музей с ребенком.
Актуальность использования экспонатов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствуют овладению основными культурными способами деятельности, проявлению инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий. В последние десятилетия музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (Н. А. Рыжовой, М. Ю. Коваль, О. В. Дубиной и др.). Именно тогда возникла необходимость внедрение инновационных форм работы такой, как музейная педагогика для обеспечения повышения уровня познавательной активности у детей.
Поэтому я поставила цель: развитие познавательной активности старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
• формировать у дошкольников представление о музее;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;
• обобщать речь, развивать активный словарь за счет формирования у детей определенного объема информации в музейном пространстве;
• посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Работу по данной теме я начала со средней группы. Разработала план по самообразованию на данную тему. Всю работу разделила на этапы, как советует Н. А. Рыжова: подготовительный, практический, заключительный или обобщающий.
На подготовительном этапе изучила имеющуюся литературу, определила цели и задачи создания системы мини-музеев, обозначила их перед родителями воспитанников. С родителями было проведено собрание на тему: «Мини-музей, новая форма работы», познакомила их с задачами музейной педагогики, выбрали названия и место для музеев – групповая комната.
На этом этапе определила возможные направления со специалистами: музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, социальным педагогом и социумом: библиотекой, школьным музеем, музеями других групп, домом творчества, что дало возможность реализовать в музейной педагогике принцип преемственности.
Практический этап более трудоемкий, но самый важный. Это создание мини-музея (оформление, изготовления оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов и т. д.).
В работе с дошкольниками были использованы следующие формы, методы и приемы:
• беседы с детьми;
• ООД по тематике музеев;
• опытно-исследовательская деятельность;
• чтение художественной литературы;
• самостоятельное рассматривание экспонатов;
• экскурсии (обзорная, «путешествия», игра-экскурсия и т. д.);
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
• музицирование, прослушивание аудио материалов, просмотр презентаций;
• мастер-классы по изготовлению экспонатов;
• выставки;
• проекты различной направленности, КВН, викторины, спортивные досуги, развлечения.
На заключительном этапе мы провели торжественное открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, представителей социума. Были разработаны экскурсии (взрослыми для детей, детьми для взрослых, организованы праздники, спектакли, дни открытых дверей.
За время работы над данной темой мною были разработаны следующие проекты мини-музеев : в средней группе проект мини-музея «В гостях у сказки». Его задачами являются формирование у детей познавательного интереса к сказкам, воспитание на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры. Были собраны экспонаты по разделам:
• волшебные предметы;
• волшебный театр;
• библиотека сказок;
• дидактические игры.
В старшей группе был создан проект мини-музея «Книга – наш друг». Его задачи: развитие у детей познавательного интереса к книге, знакомство с многообразием жанров и видов книг, воспитание бережного отношения к ним.
Мини-музей включает в себя разделы:
• «Книжки наших бабушек и мам»;
• «Сказки»;
• Книги К. И. Чуковского;
• «Умные книжки»;
• «Книжки-малышки»;
• «Книжкина больница»;
• альбом «История возникновения книги»;
• «Библиотека».
В подготовительной группе был создан мине-музей «Мир времени». Его задачами являются: обогащение познавательного процесса новыми формами в процессе ознакомления с временными представлениями, о периодичности времени, сменности и необратимости. Были собраны экспонаты: настенные часы, будильники, наручные часы, солнечные, песочные, клепсидра, дидактические игры («Путешествие в страну часов», «Часы», «Тик-так», «Назови предыдущее и следующее число», «Назови сутки», «Четвертый лишний», «Учим время», создание альбомов: «Часы», «Самые известные часы в мире», часы сделанные руками детей совместно с родителями, энциклопедия «Часы».
Большая работа проводилась с семьями воспитанников по данной теме:
• родительские собрания;
• анкетирование;
• консультации;
• участие родителей в сборе экспонатов;
• мастер-классы по изготовлению разных видов театров, «книжек-малышек», часов, дидактических игр;
• участие в конкурсе рисунков на темы музеев.
Многие семьи из путешествий привозили экспонаты для музеев. Заинтересовались этой темой не только родители, но и бабушки, дедушки, родственники.
В результате проведенного мониторинга уровня познавательной активности дошкольников в начале и в конце данной работы прослеживается положительная динамика. На начало проекта высокий уровень познавательной активности составлял 32%, средней 46%, а низкий 22%. На конечном этапе моей работы высокий уровень познавательной активности у детей составил 65%, средний 27%, низкий 8%. Дети проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи.
Музей играет большую роль для дошкольников, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.