Жанна Криворотенко
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного
(МДОАУ д/с № 7 г. Свободного)
Отчет по самообразованию
«Дидактическая игра, как средство развития речи для детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Жанна Александровна Криворотенко
воспитатель МДОАУ д/с № 7
г. Свободного
2018 г
Публикация «Отчет по самообразованию „Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Хочу начать свое выступление со слов Петра Федоровича Каптерева.
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны,- это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга».
Какая же роль дидактической игры в развитии речи – пополнение и активизация словаря, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, умение правильно выражать свои мысли.
Целью моей работы по самообразованию в 2017 - 2018 году было:
Цель: способствование созданию педагогических условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития дошкольников.
2. Выявить уровень речевого развития дошкольников.
3. Создать базу дидактических материалов, предметно-развивающую среду, картотеку дидактических игр, необходимых для работы с детьми 1-2 младших групп.
4. Разработать рекомендации для родителей по использованию дидактических игр для более эффективного развития речи детей.
Для успешного решения задач по развитию речи детей я использовала следующие методы и приемы:
- наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, описание картин и игрушек;
-словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихотворений и потешек. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций;
- практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.
-метод сюрпризный – использование различных сюрпризных моментов, эффекта неожиданности, интриги. Например, появление сказочного персонажа.
- метод репродуктивный – уточнение и воспроизведение действий по образцу. Например, яблоко большое, красное, круглое, а лимон?
Методика «Кольца Луллия» (Технология ТРИЗ) – направлен на:
- формирование фонетического слуха:
- обогащение словарного запаса;
- совершенствования грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Работа проводилась в три этапа:
I этап – начальный – октябрь 2016 год (была сформулирована тема, подобрана литература по данной теме);
II этап – практический – 2016-2017 год (была проведена апробация использование дидактических игр на речевое развитие с целью повышения качества речи у дошкольников;
III этап – заключительный – май 2018 год (оценка результата)
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло выстроить собственную работу по речевому развитию через дидактические игры.
Работа с детьми.
Я начала работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей я совершенствовала координацию движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия…К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводила дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» Игры помогли развить у детей способность наблюдать, дети узнали разнообразные предметы, а также я познакомила детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.
Дидактические игры помогли мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Работа 2 младшей группе
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.
Основные направления работы: обогащение словаря детей именами существительными учила детей обобщающим словам, называнию детенышей диких и домашних животных и птиц и образованию новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Игра лото Кто где живет?» которая способствует расширению словаря детей за счет названия животных мест их обитания. Называть детенышей взрослых животных образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.
Обогащение словаря детей именами прилагательными дети показывали знания о свойствах и признаках предмета (яблоко круглое, красное).
Для активизации глагольной лексики проводились упражнения «Кто, что умеет делать?», в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (зайчик – лежит, бежит, сидит, прыгает). «Где что можно делать?» (в лесу - гулять собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).
При рассматривании картины учила выделять в ней главное и постепенно подводила детей к перечислению предметов, выделению признаков. После беседы по картине составляла рассказ вместе с детьми, показывая им, как строить предложения, как соединять их между собой.
В своей работе с детьми я стремлюсь использовать разнообразные приемы и методы. Одним из методов обучения развитию речи является древнейшая логическая технология ТРИЗ, дидактическое пособие «Кольца Луллия». Данную методику я начала использовать во 2 младшей группе и нахожу его эффективным. Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях, так и в индивидуальной работе детьми, представляю их детям как чудесные кольца или загадочные круги.
С целью расширения и активизации словаря, развитие связной речи, формирования фонетического слуха, совершенствования грамматического строя речи провожу следующие игры по методике «Кольца Луллия» :
- дидактическая игра : «Где, чей хвост?»
- дидактическая игра : «Кто что ест?»
- дидактическая игра «Где, чей дом?»
- дидактическая игра «Времена года».
Работа с родителями
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).
С целью создания условий для речевого развития дошкольников в семье с использованием дидактических игр, ознакомления родителей с нетрадиционными приемами развития речи дошкольников были проведены консультации: «Развитие речи детей младшего возраста с использование дидактических игр», «Развиваем речь ребенка».
С целью формирования родительской компетентности в области речевого развития речи детей было проведено родительское собрание «Путешествие в страну развития речи». Собрание старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных хлопот. Была проведена игра – путешествие в страну «Развитие речи». По окончании собрания родителям были предложены памятки по развитию речи детей и артикуляционная гимнастика. По итогам двух собраний проведенных в 1 и 2 младших группах. С целью выявление отношения родителей к проблеме развития речи детей было проведено анкетирование «Развитие речи ребенка»
1 Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
2 Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
3 Что больше нравиться вашему ребенку?
4 После чтения рассказа или сказки может ли ваш ребенок ее рассказать?
5 Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
По итогам анкетирования сделала вывод, что большинство родителей заинтересованы в речевом развитии своих детей и дома уделяют достаточного внимания развитию речи.
В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.
Работа с педагогами.
С целью самоанализа своей работы, а также для того, чтобы представить свое мастерство коллегам на курсах переподготовки провела обобщение опыта работы по данной теме;
С целью создания условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников, для профессионального общения по обмену опытом работы провела мастер класс «Использование в работе с детьми младшего возраста дидактического пособия «кольца Луллия»» для развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Проведение открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам с колобком», март 2018 год.
В результате моей работы по данной теме у детей
1. Повысился уровень развития речи детей.
2. Обогатился и расширился словарный запас детей.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы
по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
5. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы
монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к развитию речи детей.
8. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь
положительных результатов. Стимулирующим фактором для меня является
изменение речи детей.
Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь. Перспективы на следующий год: продолжить работу по данной теме, разработать новые дидактические игры, изучить новую литературу.