Получи документы

Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Жанна Криворотенко
Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 7 города Свободного

(МДОАУ д/с № 7 г. Свободного)

Диссеминация опыта работы на тему

«Дидактическая игра, как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Публикация «Доклад на диссеминацию „Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Жанна Александровна Криворотенко

воспитатель МДОАУ д/с № 7

г. Свободного

«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»

П. Ф. Каптерев

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно развивать речь детей, помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть.

С этой целью я в течение двух лет работала над темой «Дидактическая игра как средство развития речи для детей дошкольного возраста»

Актуальность педагогического опыта

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации овладение связной монологической речью является высшие достижения речевого воспитания дошкольников. Дети овладевают родным языком через общение, через восприятие речи и говорения. Поэтому, очень важно создать условия для развития речи детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Большинство родителей не могут выделить свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по речевому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, О. С. Газман, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский и др.

Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах C. Л Новоселовой «Игра дошкольника», А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е. И. Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико - синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания.

Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Цель: способствование созданию педагогических условий для развития речи детей, формированию грамматически правильной речи дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.

Задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития дошкольников.

2. Выявить уровень речевого развития дошкольников.

3. Создать базу дидактических материалов, предметно-развивающую среду, картотеку дидактических игр, необходимых для работы с детьми 1-2 младших групп.

4. Разработать рекомендации для родителей по использованию дидактических игр для более эффективного развития речи детей.

Ведущая педагогическая идея

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие речи.

Для успешного решения задач по развитию речи детей я использую следующие методы и приемы:

- наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, описание картин и игрушек;

-словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихотворений и потешек. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций;

- практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.

-метод сюрпризный – использование различных сюрпризных моментов, эффекта неожиданности, интриги. Например, появление сказочного персонажа.

- метод репродуктивный – уточнение и воспроизведение действий по образцу. Например, яблоко большое, красное, круглое, а лимон?

Методика «Кольца Луллия» (Технология ТРИЗ)направлен на:

- формирование фонетического слуха:

- обогащение словарного запаса;

- совершенствования грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

Работа проводилась в три этапа:

I этап – начальный – октябрь 2016 год (была сформулирована тема, подобрана литература по данной теме);

II этап – практический – 2016-2017 год (была проведена апробация использование дидактических игр на речевое развитие с целью повышения качества речи у дошкольников;

III этап – заключительный – май 2018 год (оценка результата)

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло выстроить собственную работу по речевому развитию через дидактические игры.

Работа с детьми.

Я начала работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться со взрослыми и сверстниками посредством речи. Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей я совершенствовала координацию движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия…К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводила дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром: «Помоги кукле постирать», «Уберемся в комнате», «Приготовим обед» Игры помогли развить у детей способность наблюдать, дети узнали разнообразные предметы, а также я познакомила детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению.

Дидактические игры помогли мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.

Работа во II младшей группе

Обучение проводилось на основе взаимосвязи разных задач (словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры) с включением специальной работы по развитию связной речи. Обучение осуществлялось как фронтально, так и индивидуально. Привлекала внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх : «Узнай по описанию», «Угадай, что за зверь?», «Угадай игрушку», предлагала детям найти описываемые объекты. Сначала указывалось на 1-2 признака, затем их число увеличивалось до 3-4.

В последующем уже детей приучала выделять объект, его признаки и называть в играх «Что за предмет?», «Что за овощ?», «Что у кого?». Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы (овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.)

Для активизации глагольной лексики проводились упражнения «Кто, что умеет делать?», в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (зайчик – лежит, бежит, сидит, прыгает). «Где что можно делать?» (в лесу - гулять собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).

На развитие синтаксической стороны речи используются игры – построения не только простых, но и сложных предложений. Так же использую игры, которые учат детей образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами (береза-березка-березонька); различать смысловые оттенки глаголов и прилагательных (ходит – доходит - находит - подходит); (умный-умнейший).

Формирование навыков повествовательной речи происходило в играх типа “Кто знает, тот дальше продолжает”, основной задачей которых было составление совместно с воспитателем сюжетных рассказов. Совместная деятельность взрослого с ребенком принимала более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводила игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.

При рассматривании картины учила выделять в ней главное и постепенно подводила детей к перечислению предметов, выделению признаков. После беседы по картине составляла рассказ вместе с детьми, показывая им, как строить предложения, как соединять их между собой.

В своей работе с детьми я стремлюсь использовать разнообразные приемы и методы. Одним из методов обучения развитию речи является древнейшая логическая технология ТРИЗ, дидактическое пособие «Кольца Луллия». Данную методику я начала использовать во 2 младшей группе и нахожу его эффективным. Я использую круги Луллия в речевом развитии, как на занятиях, так и в индивидуальной работе детьми, представляю их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

С целью расширения и активизации словаря, развитие связной речи, формирования фонетического слуха, совершенствования грамматического строя речи провожу следующие игры по методике «Кольца Луллия» :

- дидактическая игра : «Чей малыш?»

- дидактическая игра : «Кто что ест?»

- дидактическая игра «Где чей дом» и тд.

Большое внимание в этом возрасте уделяю словесным играм, связанными с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна детям в силу образности речевого оформления. Читаю сказки, потешки, колыбельные каждый день, при чтении слежу, чтобы произношение было четким и ясным, эмоционально окрашенным. Колыбельные песенки и потешки способствуют обогащению словаря за счет того, что содержат в себе много сведений о предметах в окружающем мире. С их помощью дети научились образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток). Потешки и колыбельные помогают детям запомнить слова и формы слов и словосочетаний, способствуют развитию фонематического слуха.

Работа с родителями

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).

С целью создания условий для речевого развития дошкольников в семье с использованием дидактических игр, ознакомления родителей с нетрадиционными приемами развития речи дошкольников были проведены консультации: «Развитие речи детей младшего возраста с использование дидактических игр», «Развиваем речь ребенка». С целью формирования родительской компетентности в области речевого развития речи детей было проведено родительское собрание «Путешествие в страну развития речи». Собрание старалась проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных хлопот. Была проведена игра – путешествие в страну «Развитие речи». По окончании собрания родителям были предложены памятки по развитию речи детей и артикуляционная гимнастика. По итогам двух собраний проведенных в 1 и 2 младших группах. С целью выявление отношения родителей к проблеме развития речи детей было проведено анкетирование «Развитие речи ребенка»

1 Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?

2 Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?

3 Что больше нравиться вашему ребенку?

4 После чтения рассказа или сказки может ли ваш ребенок ее рассказать?

5 Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?

По итогам анкетирования сделала вывод, что большинство родителей заинтересованы в речевом развитии своих детей и дома уделяют достаточного внимания развитию речи.

В индивидуальной беседе стараюсь тактично объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, но это к сожалению, не так. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.

Работа с педагогами.

С целью самоанализа своей работы, а также для того, чтобы представить свое мастерство коллегам провела обобщение опыта работы по данной теме;

С целью создания условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников, для профессионального общения по обмену опытом работы провела мастер класс «Использование в работе с детьми младшего возраста дидактического пособия «кольца Луллия»» для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Проведение открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам с колобком», март 2018 год.

На курсах переподготовки представила свой опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста».

Для совершенствования навыков по речевому развитию, учитывая возрастные особенности и интересы детей, оборудованы следующие уголки:

Речевой уголок.

Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа.

С помощью родителей было приобретено много наглядного материала, были приобретены и изготовлены игры:

В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры : дидактическое пособие : «Листья и плоды», «Овощи и фрукты», «,Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», наглядно – дидактическое пособие по ФГОС «Развитие речи в детском саду», «Обучение детей пересказу по сюжетным картинкам», «Умные карточки» (мой дом, игрушки, «Профессии». Пособие из серии пальчиковые занятия «Часть и целое», «Погуляем в лесу», «Загадки и отгадки в стихах» - по развитию речи, «Играем со звуками», «По ладошке прокачусь», «Тру-ля-ля» - артикуляционная гимнастика.

Книжный уголок

Большое влияние на развитие связной речи и речевого творчества оказывает правильно подобранный книжный уголок группы. Дети рассматривают иллюстрации знакомых и не знакомых художественных произведений. Обращение к знакомым произведениям закрепляет память детей, рассказывание по картинкам, иллюстрациям развивает и обогащает речь.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Театральный уголок

С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе были изготовлены и использованные различные виды театра:

1. Конусный театр;

2. Ложковый театр;

3. Театр «бибабо»;

4. Театр «Камисибай», бумажный театр – японская техника (показ ряда иллюстраций к какому либо рассказу и сопровождающееся устным пояснением). Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

5. Пальчиковый театр;

6. Стаканчиковый театр;

7. Теневой театр.

Здесь представлены сказочные персонажи, выполненные из различных материалов.

В результате моей работы по данной теме у детей

1. Повысился уровень развития речи детей.

2. Обогатился и расширился словарный запас детей.

3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы

по признакам.

4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.

5. Многие дети стали отвечать развернутыми предложениями.

6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы

монологической и диалогической речи.

7. У родителей проявился повышенный интерес к развитию речи детей.

8. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь

положительных результатов. Стимулирующим фактором для меня является

изменение речи детей.

Результативность опыта.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей. Эти изменения показывают диагностические показатели, представленные в таблице.

Список используемых источников

1. Гербова В. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в младшей и средней группах»- М. Мозаика-Синтез, 2010г.

2. Субботин О. Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000г.

3. Теплякова О. Н. развивающие игры. Оникс 21век, 2010г.

4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1981. - 216 с.

5. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 240 с.

6. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 560 с.

7. Интернет ресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста» Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному.

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Инновационный педагогический опыт воспитателя Шуваловой А. Н. по теме: «Дидактическая игра, как средство всестороннего развития детей дошкольного.

Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация «Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста» "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста". Стремление познавать окружающий мир присуще.

Презентация «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким.

Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей» Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Игра — это основной вид деятельности дошкольника. Ведь через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Вместе с тем, игра —.

Эссе «Игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 июня 2018 в 19:56
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на диссеминацию «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Криворотенко (УИ 231524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД