Получи документы

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Григоровская
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности является одна из наиболее трудных. На протяжении долгого времени она занимает одно из важных мест в психолого-педагогических исследованиях, поскольку она является характеристикой индивидуально-психологической, непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, инициативности и самостоятельности, а также отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических социальных условий развития ребенка.

Публикация «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Поддьяков Н. Н. уделял особое внимание тому, что на современном этапе необходимо не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания, а давать детям ключ к познанию действительности.

Для активизации познавательной активности в дошкольном образовании осуществляется поиск технологий обучения и воспитания детей, целью которых является развития потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, а также устойчивого познавательного отношения к миру.

Важной и необходимой частью воспитания и обучения, досуга и культуры в целом является дидактическая игра. Она достойно может способствовать устойчивому познавательному отношению к миру и обладает наибольшими возможностями для психического и физического развития детей.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств развития занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев и др.

Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это психологическое явление довольно сложное, оно способствует общему психическому развитию. Ушинский К. Д., говорил, что в игре ребенок «живет», а следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок должен научиться подчинять свое поведение правилам игры и познать правила общения.

От знаний, умений и навыков педагогов детского сада, их методов обучения будет зависеть насколько проявится у детей стремление научиться новому и получить новые знания об окружающем их мире.

Все это подчеркивает важность переориентация образования на личностные ценности, важной задачей является правильная организация деятельности детей, что требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что способствует развитию познавательной активности и раскрытие творческого потенциала детей.

Организация деятельности ребенка должна быть направлена на возможность решения поставленных задач разными способами, где каждый способ будет являться верным, и несет за собой высокую оценку деятельности. Такая организация помогает детям самим выбирать решения, что позволит ему сделать вывод об удачности выбранного способа. Учитывая, что для некоторых детей, такая организация деятельности будет вызывать тревогу, необходима своевременная помощь, которая заключается в поддержки и подбадривании ребенка, что должно вызвать у него интерес и старание, необходимо направить такого ребенка и помочь выбрать наиболее интересный способ. Безусловно сделать ему это нелегко, потому что придется отойти от привычки заглядывать к соседу, ждать указаний взрослого, от страха перед ошибкой.

Стоит отметить, что само усвоение знаний происходит через множество «что?», «как?», «почему?». Все дети исследователи окружающего мира. Эта необходимая особенность заложена природой. Свойство, как безотчётное стремление понимать окружающую жизнь П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под его влиянием ребёнок определяет качества предметов, устанавливает новые связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Игра несет важную роль в становлении разносторонне развитой личности ребенка. Так подвижные игры берутся как основной метод и средство физического воспитания. Такая игра имеет положительное воздействие на организм ребенка, улучшает и развивает его движения, влияет на формированиескорости, координации движений, а также выносливости. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обмен веществ. Что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на умственную деятельность.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Важен и сам процесс подготовки ребенка к труду: дети создают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Когда ребенок играет, он не только упражняется в навыках, которые он уже знает, он также закрепляет и оттачивает их, что способствует формированию новых психических процессов и качеств личности.

Можно сказать, что игра стала самостоятельным видом деятельности, это исторически сложившееся общественное явление, которое свойственно каждому человеку. Она служит неким методом самопознания, отдыха, средством физического и социального воспитания и, конечно, развлечением.

Технология дидактической игры – это определенная технология проблемного обучения. У детей старшего дошкольного возраста игровая деятельность обладает важными свойствами, она представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Сейчас дидактической игре уделяется большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Дидактическая игра способствует получению новых знаний, их закрепление и обобщение, а также способствует

1. Усваиванию общественно выработанных способов и средств умственной деятельности;

2. Осуществлению аналитической и синтетической деятельности.

Некоторые дидактические игры на первый взгляд не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в еще незнакомых условиях.

Также дидактические игры обогащают чувственный опыт ребенка, развивает его умения обогащать, сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения. Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Неотъемлемым результатом дидактической игры является пополнение и активизация словаря, а также становится правильное звукопроизношение, все это способствует развитию связной и правильной речи.

Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, интересное и занимательное игровое действие подталкивает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое звукоповторение не вызывает у детей усталости, поскольку их увлекает сама игра, они могут выполнять роль машин или отдельных животных; с повышением активности и интереса ребенка, растет и активность воспроизведения нужных звуков, все это делает более полным педагогический эффект.

Список литературы

1. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами// Дошкольное воспитание. – 2000. - №10. – С. 52-56

2. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире//Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 21-24

3. Курочкина И. В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С. 61-65

4. Парамонова Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М., 2007. - 160

Публикации по теме:

«Игра — как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» «Игра – как средство познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Слайд 2 «Без игры нет, и не может быть полноценного.

Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Математические сказки как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1 Здравствуйте, Я, Карпович.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.

Игры с песком, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста Лежал песок, Скучал песок Сто тысяч лет, наверно. Он был ужасно.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческой инициативы у детей дошкольного возраст «Ребенок – это.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Проект создать – не поле перейти, Мы не искали легкого пути, Мы можем все, хоть мы совсем не боги, В дошкольном.

Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаОдной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 20:20
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Григоровская (УИ 1086808) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД