ирина солдатенко
Конспект занятия «Звук и буква Ц»
▼ Скачать
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.
2. Научить правильно произносить звук [Ц].
3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным сло-вом.
5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.
6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
Задание 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным сло-вам по одному слову в рифму.
Мостовая (автобусы, такси, трамваи).
Мышка (сыр, мясо, книжка).
Пес (лапа, шея, нос).
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Задание 2. Знакомство со звуком [Ц].
Прослушать скороговорку. Про кого она? Какой звук первый слышится в слове цапля?.
Цапля мокла, цапля сохла,
Цапля чахла, цапля сдохла.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ц] :
— губки в улыбке;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— передняя часть язычка сначала смыкается с верхними зубками, затем образуется щель между ними;
— сильная короткая воздушная струя идет по язычку;
— горлышко «молчит».
Символ звука : кузнечик стрекочет: ЦЦЦЦЦ. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : звук согласный (язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шу-мите!» (Звук произносится отрывисто.)
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]» :
ц, п, ц, ц. ; ца, фа, пу, цу. ; цирк, цифра, курица, молоко, рука.
Задание 5. Повторить за взрослым слоговой ряд:
ца-цо-цу-цы. ; ац-оц-уц-иц.
Задание 6. Закончить слово звуком [Ц] :
дворе., молоде., жиле., леве., плове., ледене., продаве.
Задание 7. Закончить слово слогом ЦА:
мельни., води., певи., кури., ули., больни.
Задание 8. Дидактическое упражнение «Один — много» — упражне-ние в словообразовании (обратить внимание ребенка на изменение последнего слога в словах).
Курица — курицы, мельница —. , больница —. , рукавица —. , пуговица —. , луковица —. , граница —.
Задание 9. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Дерево — деревце, блюдо —. , болото —. , зеркало —. , тело —. , масло —. , дело —. , мыло —.
Задание 10. Дидактическое упражнение «Назови женскую профес-сию» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на по-явление звука [Ц] в новом слове).
Учитель — учительница, воспитатель —. , писатель —. , ху-дожник —. , охотник —. , укротитель —.
Задание 11. Дидактическое упражнение «Во что положим?» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
Вафли положим в вафельницу, хлеб —. , конфеты —. , пепел —. , мыло —.
Задание 12. Дидактическое упражнение «Назови, кто это» (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).
В пехоте служит пехотинец, ходит по канату., подковывает ло-шадей., продает., поет., плавает., борется.
Задание 13. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разде-лить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
Явился в желтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На гору бегом,
С горы кувырком. (Заяц)
Задание 14. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Ц], определить место звука в каждом слове. (При затруд-нении использовать карточку и синий кружок.) Игры с картинками: «Что из-менилось?», «Чего не стало?».
Задание 15. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [Ц] в слове) :
цирк, цыпленок, цифра, огурец; палец, леденец, цветок.
Задание 16. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Ц].
Задание 17. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ца-ца-ца — вот идет овца,
Цу-цу-цу — не боюсь овцу,
Цы-цы-цы — нет овцы.
Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец — мы ели огурец.
Ац-ац-ац — у меня матрац.
Задание 19. Прослушать отрывок из сказки. Назвать все слова со зву-ком [Ц] :
Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.
Задание 20. Выучить считалку:
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу!
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок.
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, молоток.
Задание 21. Знакомство с буквой Ц.
Что за хвостик на конце —
На конце у буквы Ц?
Этот хвостик не виляет,
Комаров не отгоняет.
О. Гофман
На что похожа буква Ц?
Игры с буквой.
Задание 22. Звуко-слоговой анализ слова цыпа, выкладывание схемы из кружков, составление из букв разрезной азбуки, чтение, списывание