Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ)
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, фломастеры для работы у доски
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите какой звук будем сегодня изучать
Сок,суп,сом (ответы детей С)село, сила, (ответы детей (СЬ)
Воспитатель: Правильно, слышится звуки С (СЬ) Звук С- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
Артикуляция звука
Давайте вместе произнесем звук «с».
II. Основная часть.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [С] и буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня тот у кого в имени есть звук с Дети по очереди называют свое имя и узнают, что С есть в имени Саша.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС) дети пишут букву С, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим и зеленым цветом, в кармане пишут букву с.)
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Саша букву С на первом этаже, под буквой К.
Воспитатель: какую неваляшку выбираем?
Саша: синюю и зеленую без колокольчика
Воспитатель: почему?
Саша: потому что С- согласный, глухой, бывает мягким и твердым.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
«Разложи буквы по кармашкам неваляшек»
Цели. Проверяем и закрепляем знания ребенка о звуках. Учим определять левую и правую сторону предмета (выбор левого и правого «парадного» домика, отсчитывать этажи (счет по порядку, начиная снизу, объяснять выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
Воспитатель:
-Обведите букву по контуру;
- Напишите букву по точкам;
- Сами напишите строчку этой буквы.
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
Здесь ребенок может:
- дорисовать картинку по точкам;
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);
- раскрасить картинку;
- найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква)
5. Игра «Кто лишний?»
Цели. Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове.
Ход игры. Ребенок выделяет среди нарисованных животных лишнее и объясняет свой выбор. (Лиса лишняя, так как она — дикое животное, все остальные — домашние.) Затем взрослый снова предлагает выбрать лишнюю картинку среди этих же, но опираясь на другой принцип выбора: лишним будет животное, в названии которого нет звука [С] (кошка).
Ребенок рассматривает схемы под картинками и объясняет их значение (схемы обозначают слова с различным количеством слогов: два и три. Задача ребенка — определить, к какой схеме относится название каждого животного.
Взрослый объясняет правильное написание слова собака, и ребенок самостоятельно расставляет гласные над слоговой схемой этого слова, ставит ударение.
Ведущий предлагает ребенку написать над схемой для двусложного слова гласные О, А (либо И, А) и определить, к какому слову будет относиться эта схема: кошка или лиса. Ребенок самостоятельно определяет и отмечает ударную гласную.
В конце игры взрослый объясняет еще один вариант выбора лишнего слова: учет количества слогов в слове. Здесь лишним будет слово собака, так как в нем три слога, а в остальных по два.
6. Игровое упражнение «Путешествие с буквой С»
Цели. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.
Ход игры. Объясняем ребенку, что стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы пройдем в нашем путешествии; если при этом правильно произносить звуки, обозначенные буквами, то получатся слова. Важное условие: ребенок должен тянуть произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве). Прочитав слово, он находит схему, соответствующую звуковому составу этого слова; над схемой записывает соответствующее слово, закрашивает схему, комментируя свои действия. Слова, данные в игре: ус, оса, сам, сом, сок, суп, соки.
7. Упражнение «Кто я? Узнай меня»
Цели. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв.
Ход игры. Предлагаем ребенку рассмотреть картинку, определить, какое животное на ней изображено (кот). Ребенок должен сам догадаться, что изображение выполнено с помощью букв, и объяснить, какую часть животного изображает каждая буква (М — уши; О, С — нос; И, П — глаза и т. д.).