Елена Бородина
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение небылиц. Дидактические игры со словами.
Программное содержание: активизировать словарь детей.
Ход работы: воспитатель интересуется, не забыли ли дети игру «Что получится, то и получится».
Игра «Что получится, то и получится»
В эту игру можно играть, как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? – спрашивает педагог и отвечает: - Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и. т. д.
Публикация «Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Чтение небылиц, Дидактические игры со словами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Небылицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Круглый,- говорит воспитатель.
-Квадратный, треугольный,- перечисляют дети.
Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.
-Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?
-Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?
-На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: Кто? Что? Какой? Что делает? Где?
Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).
Приведем варианты небылиц, которые воспитатель составил вместе с детьми.
Кто? Что? Какой? Что делает? Где?
Шуба Грустный Плачет На горе
Чайник Ласковый Пляшет В огороде
Носорог Сахарный Валяется На скамейке
Краб Клубничный Греется В люстре
Вода Кукурузная Кудахчет На очках
Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3-4 месяца.
В ходе игры следует проговаривать детям, правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.
После проведения игры, воспитатель уточняет, что такое небылицы. Затем читает одну из них («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка», С. Маршак «Пудель», Д. Хармс «Иван Торопышкин» и. т. п.).
«Наши небылицы будут из одной строчки – предложения», - говорит педагог и задает детям вопросы: «Кто (что?», «Какой (какая, какое, «Что делает?», «Где находится?».
Воспитатель записывает ответы в таблицу, а затем зачитывает наиболее смешные небылицы.
Игра повторяется еще раз. Далее дети играют в игру «Угадай слово».
Игра «Угадай слово»
-Я, задумала слово,- говорит воспитатель.
-Какое? - интересуются дети.
-А вот это как раз у меня и надо выяснить, задавая мне разные вопросы. (Выслушивает детей и подсказывает им, какой вопрос лучше задать в этом или ином случае.)
-Это живое существо?
-Живое.
-Это человек?
-Нет.
-Растение?
-Нет.
-Это животное?
-Да.
-Дикое животное?
-Нет.
-Домашнее?
-Да.
-С рогами?
-Нет.
-Большое или маленькое?
-Не большое и не маленькое. С кошку.
-Какие уши?
-Длинные.
-Это кролик?
-Да.
В конце игры педагог хвалит детей.
Итог занятия
В заключении проводится игра «Чепуха». Воспитатель предлагает детям задумать названия любого предмета (одушевленного или неодушевленного). Затем задает ребятам вопросы, чтобы отгадать задуманное слово, например: «На чем поедем в цирк?» (На стуле, бегемоте, мышке, занавеске и. т. п.).