Ольга Чичулина
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Саранск — наш город»
Организационный момент: звучит музыка.
Воспитатель. Города, как и люди: не похожи друг на друга; у каждого своя история и судьба.
У каждого города свой норов – гласит русская пословица.
Как вы понимаете эту русскую пословицу? (Ответы детей.)
Город – это загадка, тайна. О нем все до конца рассказать невозможно. Он живет сложной, шумной жизнью.
… В светлом городе
Интересно жить:
Есть где песню спеть!
Силу приложить!
Из конца в конец
Он раскинулся,
Устремился ввысь,
Вширь раздвинулся!.
В. И. Беззубова «Саранск»
Введение в проблему:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Саранск — наш город“» размещена в разделах
Воспитатель. В каком городе мы живем с вами?
Дети. В Саранске.
Формулирование проблемы:
Воспитатель.
Саранск – столица, главный город Республики Мордовия. Значит мы … Дети. Саранчане.
У каждого города есть отличительный знак – герб. Мы уже знакомились с гербом России. А как называется столица России? (Москва.)
(Демонстрация гербов. Сравнение символики.)
Что изображено на гербе города Саранска?
(Описание герба детьми.)
Герб Республики Мордовия подготовил Николай Дмитриевич Чикринёв – старший преподаватель изобразительного искусства Мордовского госпединститута имени М. Е. Евсевьева.
Что изображено на гербе? В центре – боевой щит, на котором три горизонтальные полосы маренового, белого, темно-синего цветов (цветов флага). На их фоне – герб города Саранска, столицы Республики Мордовия. Обрамляет щит с гербом столицы изображение национального украшения женщин – нашейной гривны цвета золота. На ней семь орнаментов, означающих количество городов в республике. Все это обрамляется золотыми колосьями пшеницы (символ сельскохозяйственного труда, перевитыми лентами цветов флага РМ – маренового, белого и темно-синего. Завершенность гербу придает солярный знак.
Идея герба: Жить мудро, в дружбе и согласии многонациональному народу Республики Мордовия, сохранить и умножить национальные традиции, содействовать экономическому и духовному процветанию, стабильно развиваться под ясным мирным солнцем на своей плодородной земле.
(Демонстрация «Старый город».)
Воспитатель. Нашему городу Саранску исполнилось 374 года. А кто-нибудь из вас может рассказать, почему так называется наш город? (Ответы детей.)
Существует несколько предположений о происхождении необычного названия города. Саранск возник на берегу, окруженном большими «сарами» (слово «сара» употреблялось для обозначения болотистых мест). Есть и другие теории по части названия города. Город возник как военная крепость, и река Саранка протекала по территории этой крепости, отсюда его название.
(Демонстрация картин «Новый город».)
Воспитатель. Сейчас от крепости не осталось и следа. Она находилась на том месте, где сейчас расположены Дом Советов, Советская площадь, спуск к городскому парку…
Современный Саранск – это крупный промышленный и культурный центр Мордовии. Украшением города являются его площади, парки и скверы с фонтанами и множеством цветов.
Самые грандиозные перемены произошли в последние годы. Столица Саранск поменяла свой облик. Пестрые фасады зданий, монументальные и скульптурные сооружения, мощеные тротуары, зеленые газоны, обновленные набережные по берегу речушки Саранки, бьющие фонтаны.
Презентативный этап.
Воспитатель. Итак, ребята, в каком городе мы живем?
Дети отвечают.
Воспитатель. Сегодня мы познакомились с гербом города Саранска РМ, с частью мордовской истории.
Вот почему отношение к гербу – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству, но и народу, его истории и культуры.
Литература:
1. Бурляева О. В. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
2. Ануфриева Н. А. Родиноведение.
3. Исайкина А. И. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с Государственными символами Республики Мордовия. Опыт работы МРИО.
4. Клеянкин А. В., Жиганов М. Ф. Саранск.
5. Куклин В. Н., Смородин К. В. Саранск; в 2 книгах.
6. Свешникова Е. А., Исайкина А. И. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных учреждений. Опыт работы МРИБКРО.
7. Материал из опыта работы.