Елена Кокурина
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме.
• повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность.
Публикация «Программа самообразования воспитателя „Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении.
Актуальность:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Мероприятие Задачи Содержание работы Литература Сроки Форма отчета
1) Изучение ФГОС ДО. Изучить ФГОС ДО. ФГОС ДО. Январь 2014 Написание эссе «ФГОС – это.»
2) Знакомство с задачами речевого развития Изучить образовательную область «речевое развитие» Подбор и изучение материала с использованием интернет ресурсов. ФГОС ДО; Текст ФГОС (гл. 1, п 1,3; 1,4; 1,6); Электронный ресурс- ulibka.ucoz.com.; nsportal.ru; dohcolonoc.ru.
Апрель 2014. Конспекты занятий по развитию речи.
3)Знакомство родителей с ФГОС ДО по речевому развитию. Познакомить родителей с данной темой. Поиск нужной информации и разработка рубрик для оформления стенда. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДО; Май 2014. Оформление стенда в группе: «Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО».
4)Распространение педагогического опыта. Анализ полученных знаний по изучаемой теме. Составление презентации для педагогов ДОУ Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДО;О. С. Ушакова «Развитие речи» ; Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка –Синтез» 2010г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. :Академия, 2011г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника», М. : Дрофа, 2011 г. Октябрь 2014г Презентация для педагогов ДОУ: «Речевое развитие в соответствии с ФГОС ДО».
5)Речевое развитие, как неотъемлемая часть развивающей предметно- пространственной среды Проанализировать взаимосвязь развивающей предметно- пространственной среды и речевого развития. Пополнение и оформление развивающей предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Закон об образовании Российской Федерации; ФГОС ДО; И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г; Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. :Академия, 2001г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г. декабрь2015 Пополнение развивающей предмет-
пространственной среды (речевой уголок
6) Анализ психолого- педагогической и методической литературы по данной теме.
Рассмотреть и изучить развитие детской игровой деятельности в психолого- педагогической и методической литературе.
Консультация старшего воспитателя ДОУ (Иткиной И. В) «Особенности развития речи через игровую деятельность дошкольников»
Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Васильева Л «Развитие речи. Вторая младшая группа» изд.
«Мозайка –Синтез» 2010г; О. С. Ушакова «Развитие речи дошколь- ников» :М-2012г. -256стр.
январь2015г
Консультация для родителей на тему «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста».
7)Взаимодействие со специалистами.
Взаимодействовать с педагогом- логопедом.
Составление консультации вместе с педагогом- логопедом для родителей.
Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2012г; Журнал «Дошкольное воспитание» 9/2014г; Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г; Е. И. Касаткина «Игра в жизни дошкольника». М. : Дрофа, 2010 г. ;О. С Ушакова «Развитие речи у дошкольников». март2015г Консультация с логопедом для родителей на тему: «Игровая деятельность, как средство развития речи у дошкольников».
8)Отчет о проделанной работе за два года. Реализовать накопленный опыт. Внедрение методов и приемов в педагогичес- кую деятельность. Май 2015. Отчет о проделанной работе за год.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
Методическая литература:
3. Васильева Л «Развитие речи. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
6. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
7. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
8. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия,2012г
9. О. С. Ушакова,Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
10. ПетроваТ. И. ,Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г
Периодические издания
11. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
12. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
Интернет –ресурсы
14. htt :|\\detsad-kitty.ru
15.htt : \\ www.i-deti.ru
16. https://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
17.razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.