Майя Бондини
Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи.
Цель - показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей.
Задачи:
1) Обогащать чувственный опыт детей.
2) Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину.
3) Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами.
4) Формировать умение называть свойства предметов.
Публикация «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
5) Содействовать развитию элементарной самостоятельности и инициативности деятельности.
Сентябрь.
1. Мышки в норках. (цветовое восприятие)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения мышек и норок по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Кто меньше. (форма и величина)
Задачи: учить детей применять умение сравнивать предметы, выбирать предметы меньше (больше)по величине предмета-образца. Активировать в речи соответствующие понятия.
3. Что из чего сделано. (тактильные ощущения)
Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь.
4. Гусеница. (мелкая моторика)
Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по величине. Активировать в речи и уточнять названия цвета.
Октябрь.
1. Накорми птенцов. (цветовое восприятие)
Задачи: учить различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику.
2. Разложи предметы (форма и величина)
Задачи: формировать у детей умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активировать в речи и уточнять названия геометрических фигур.
3. Угадай на вкус. (тактильные ощущения)
Задачи: развивать вкусовые рецепторы, развивать умение различать и называть вкусовые ощущения.
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис и т. д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
4. Мозаика, вкладыши. (мелкая моторика)
Задачи: развивать мелкую моторику руки, формировать у детей умение соотносить предметы по форме, активировать в речи и уточнять названия цвета.
Ноябрь.
1. Игры с прищепками. (цветовое восприятие)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Собираем урожай. (форма и величина)
Задачи: закреплять умение детей различать однородные предметы по размеру, учить объединять их в группы по величине.
3. Чудесный мешочек. (тактильные ощущения)
Задачи: учить детей узнавать игрушки на ощупь, правильно называть их, четко произносить названию, давать их краткое описание, подбирать характерные действия.
4. Сухой аквариум. (мелкая моторика)
Задачи: развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения.
Декабрь.
1. Разноцветные крышки. (цветовое восприятие)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, развивать и корректировать цветовое восприятие путем соотнесения деталей по цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Учимся различать геометрические фигуры. (форма и величина)
Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах, находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.
3. Рисование манкой. (тактильные ощущения)
Задачи: развивать тактильное восприятие, рецепторы кончиков пальцев, воображение.
4. Расстегиваем пуговицы, молнии, кнопки. Шнуровка. (мелкая моторика)
Задачи: учить детей самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнии, кнопки, учить шнуровать. Развивать мелкую моторику рук, способствовать формированию навыков самообслуживания.
Январь.
1. Красные флажки поднять вверх. (цветовое восприятие)
Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.
2. Больше - меньше. (форма и величина)
Задачи: упражнять детей в различении и сравнении предметов по величине, продолжать знакомить с различными способами сравнения, учить использовать знакомые способы.
3. Свойства предметов. (тактильные ощущения)
Задачи: познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. Показать, что твердый предмет (камень) трудно разбить, а из мягкого материала (пластилин, глина) можно лепить, менять его форму.
4. Сделаем бусы из соленого теста. (мелкая моторика)
Задачи: учить детей раскатывать тесто круговыми движениями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, цветовое восприятие.
Февраль.
1. Найди свой цвет. (цветовое восприятие)
Задачи: закреплять и использовать знания детей об основных цветах, учить соблюдать правила игры, ориентироваться в пространстве.
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т. д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
2. Найди предмет такой же формы. (форма и величина)
Задачи: учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.
3. Узнаем предметы на ощупь. (тактильные ощущения)
Задачи: предложить детям узнать на ощупь различные предметы, учить называть их качества. Развивать тактильное восприятие.
4. Играем с пирамидками, лабиринтами. (мелкая моторика)
Задачи: учить детей применять в игре умение ориентироваться в однородных предметах, подбирая их в определенной последовательности. Развивать мелкую моторику, обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами определенной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства.
Март.
1. Разложи яички в свои домики. (цветовое восприятие)
Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Половинка к половинке. (форма и величина)
Задачи: учить подбирать картинку бытовых предметов определенной геометрической формы по образцу.
3. Тактильный мешочек. (тактильные ощущения)
Задачи: находить предметы, одинаковые по текстуре.
4. Собери картинку (мягкий конструктор, пазлы.) (мелкая моторика)
Задачи: учить детей ориентироваться в предметах разной геометрической формы, составлять из них картинку. Обогащать чувственный опыт детей при действии с предметами разной формы и разной величины, учить познавать их физические свойства. Развивать мелкую моторику руки.
Апрель.
1. Спрячь листок. (цветовое восприятие)
Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, цветовосприятие.
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
2. Заплатки. (форма и величина)
Задачи: учить детей применять знания о геометрических фигурах. Развивать зрительное восприятие, воображение, формировать умение сопоставлять, сравнивать.
3. Платочек для куклы. (тактильные ощущения)
Задачи: учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
4. Нанижи бусы из соленого теста, зверушек, цветок. (мелкая моторика)
Задачи: развивать мелкую моторику рук, учить нанизывать предметы разной и одинаковой формы и величины.
Май.
1. Какого цвета не стало? (цветовое восприятие)
Задачи: упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, память, цветовосприятие.
2. Играем с матрешкой. (форма и величина)
Задачи: закреплять умение детей различать предметы по величине, сравнивать их различными способами.
3. Игры с песком. (тактильные ощущения)
Задачи: учить детей лепить из мокрого песка куличи, обыгрывать свои действия, уточнять представления детей о свойствах песка. Обогащать сенсорный опыт детей.
4. Игры с прищепками. (мелкая моторика)
Задачи: учить детей узнавать и называть цвет, соотносить по цвету прищепки с рисунком, развивать мелкую моторику пальцев рук.