Папки-передвижки

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами

Елена Кузнецова
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
▼ Скачать + Заказать документы

Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка.

Дошкольный возраст – благоприятный период для накопления знаний, формирования словарного запаса. Познавая окружающую действительность и предметный мир, ребенок обогащает свой словарный запас.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи : В. В. Гербова, А. П. Иваненко М. М. Конина, В. И. Логинова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина.

Публикация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами» размещена в разделах

Ознакомление детей с синонимами и многозначными словами – одна из главных особенностей развития речи ребенка. Развитие мышления и детского словаря находятся в тесной взаимосвязи: наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств, а появление словесно – логического мышления способствует усвоению детьми элементарных понятий. Полноценное и своевременное овладение речью - важнейшее условие становления и дальнейшего правильного развития психики ребенка, важнейшее направление его социально-личностного развития. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения.

Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста – активное обогащение словарного запаса, на первом месте становится сторона языка, связанная с общением, то есть усвоение лексических значений слов.

Дошкольное детство – сензитивный период для накопления знаний и формирования словарного запаса.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – первостепенные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада. Основой обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста становятся синонимы и многозначные слова.

Побуждение детей использовать в речи слов синонимов позволяет отразить сущность одного и того же явления многообразно, с разными оттенками, что в свою очередь, повышает выразительную силу речи и помогает избежать повторы.

Л. В. Успенский рекомендовал родителям и педагогам начинать работу с детьми над синонимами с малых лет : «Научите его играть в похожие слова : вы называете слово «бегать», а он пусть подберет вам 3 – 5 синонимов. Затем разберите, что удачно, что нет и почему».

В практике предлагается использовать следующие приемы:

- подбор синонимов к изолированному слову ( задание может быть в разных вариантах: подбор синонимов к слову «смелый», к слову в словосочетании «идет поезд – идет снег»);

- объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

- составление предложений со словами синонимического ряда (умение ребенка использовать слово в соответствии с его значением, с учетом его грамматической и лексической сочетаемости);

- составление рассказа со словами синонимического ряда.

Работа над синонимическим рядом развивает у детей понимание смысловой стороны слова, выбирать наиболее подходящие слова из всего лексического богатства.

Использование в освоении детьми синонимического ряда, дидактическое пособие «Круг прокрути – слово подбери» (по принципу кругов Луллия, повышает у детей интерес к деятельности: дети не только учатся подбирать слова – синонимы, но и расширяют словарный запас качественными характеристиками.

Дошкольники зачастую не знают, а чаще и не умеют использовать различные значения многозначных слов. Трудно переоценить важность изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка. Осваивая несколько значений полисемантичных слов, ребенок учится правильно их употреблять в разных значениях, что в свою очередь обогащает словарь ребенка, что предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников.

С многозначностью слова ребят целесообразно знакомить на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (спинка, лист, молния). Использовать можно слова разных частей речи. Например: прилагательные (легкий, мелкий, острый, глаголы (лить, плыть, прыгать). Можно предложить детям самим придумать задания для своих товарищей.

Важным в развитии словаря старшего дошкольника является принцип объединения слов в тематические группы – семантические поля, где единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Если рассматривать многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева», ее семантическое поле будет: дерево – ствол – ветви, хвоя зеленая – пушистая, растет – опадает; для швейной иглы семантическое поле: шить – пришить – вышить, рубашка – платье – одежда, острая – тонкая - тупая.

Развивая понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Работу по освоению многозначных слов рекомендуется выстраивать в следующей последовательности:

- название слова;

- подбор к нему признаков и действий;

- составление словосочетаний;

- составление предложений;

- использование многозначных слов в связном тексте.

Речевое развитие - приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимое условие успешности учебной деятельности, важнейшее направление социально-личностного развития.

Взаимосвязь и согласованность целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом обеспечивают преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.

Данный подход обеспечивает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : 2000г.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г.

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : 1981 г.

4. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : 1984г.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности как условие обогащения словарного запаса ребенка «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (Дорис.

Использование русских народных сказок для обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста Сказки любят и дети, и взрослые. Сказка - один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического,.

Конспект логопедического игрового досуга по обогащению словарного запаса детей однокоренными словами Государственное бюджетное образовательное учереждение города Москвы «Школа-2069» структурное подразделение №1 Конспект открытого.

Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами» Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Что такое синонимы? Это.

Консультация на тему «Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста» Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дощкольного возраста, является важным условием для овладения языком,.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений» Тема: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения». Актуальность работы заключается в.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

«Слова, которые знает мой малыш!». Особенности формирования словарного запаса у старших дошкольников Слова, которые знает мой малыш!Особенности формирования словарного запаса у старших дошкольников. Слово – основная единица речи, условно.

Аэробика для детей старшего дошкольного возрастаАэробика для детей старшего дошкольного возраста В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 19:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 396386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД