Елена Кузнецова
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
▼ Скачать + Заказать документы
Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка.
Дошкольный возраст – благоприятный период для накопления знаний, формирования словарного запаса. Познавая окружающую действительность и предметный мир, ребенок обогащает свой словарный запас.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи : В. В. Гербова, А. П. Иваненко М. М. Конина, В. И. Логинова, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, В. И. Яшина.
Публикация «Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами» размещена в разделах
Ознакомление детей с синонимами и многозначными словами – одна из главных особенностей развития речи ребенка. Развитие мышления и детского словаря находятся в тесной взаимосвязи: наглядно – действенное и наглядно – образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств, а появление словесно – логического мышления способствует усвоению детьми элементарных понятий. Полноценное и своевременное овладение речью - важнейшее условие становления и дальнейшего правильного развития психики ребенка, важнейшее направление его социально-личностного развития. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения.
Речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста – активное обогащение словарного запаса, на первом месте становится сторона языка, связанная с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Дошкольное детство – сензитивный период для накопления знаний и формирования словарного запаса.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – первостепенные задачи, стоящие перед воспитателями детского сада. Основой обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста становятся синонимы и многозначные слова.
Побуждение детей использовать в речи слов синонимов позволяет отразить сущность одного и того же явления многообразно, с разными оттенками, что в свою очередь, повышает выразительную силу речи и помогает избежать повторы.
Л. В. Успенский рекомендовал родителям и педагогам начинать работу с детьми над синонимами с малых лет : «Научите его играть в похожие слова : вы называете слово «бегать», а он пусть подберет вам 3 – 5 синонимов. Затем разберите, что удачно, что нет и почему».
В практике предлагается использовать следующие приемы:
- подбор синонимов к изолированному слову ( задание может быть в разных вариантах: подбор синонимов к слову «смелый», к слову в словосочетании «идет поезд – идет снег»);
- объяснение выбора слов в синонимическом ряду;
- составление предложений со словами синонимического ряда (умение ребенка использовать слово в соответствии с его значением, с учетом его грамматической и лексической сочетаемости);
- составление рассказа со словами синонимического ряда.
Работа над синонимическим рядом развивает у детей понимание смысловой стороны слова, выбирать наиболее подходящие слова из всего лексического богатства.
Использование в освоении детьми синонимического ряда, дидактическое пособие «Круг прокрути – слово подбери» (по принципу кругов Луллия, повышает у детей интерес к деятельности: дети не только учатся подбирать слова – синонимы, но и расширяют словарный запас качественными характеристиками.
Дошкольники зачастую не знают, а чаще и не умеют использовать различные значения многозначных слов. Трудно переоценить важность изучения многозначности слова для повышения культуры речи ребенка. Осваивая несколько значений полисемантичных слов, ребенок учится правильно их употреблять в разных значениях, что в свою очередь обогащает словарь ребенка, что предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи дошкольников.
С многозначностью слова ребят целесообразно знакомить на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (спинка, лист, молния). Использовать можно слова разных частей речи. Например: прилагательные (легкий, мелкий, острый, глаголы (лить, плыть, прыгать). Можно предложить детям самим придумать задания для своих товарищей.
Важным в развитии словаря старшего дошкольника является принцип объединения слов в тематические группы – семантические поля, где единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Если рассматривать многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева», ее семантическое поле будет: дерево – ствол – ветви, хвоя зеленая – пушистая, растет – опадает; для швейной иглы семантическое поле: шить – пришить – вышить, рубашка – платье – одежда, острая – тонкая - тупая.
Развивая понимания детьми значений многозначных слов разных частей речи, мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
Работу по освоению многозначных слов рекомендуется выстраивать в следующей последовательности:
- название слова;
- подбор к нему признаков и действий;
- составление словосочетаний;
- составление предложений;
- использование многозначных слов в связном тексте.
Речевое развитие - приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимое условие успешности учебной деятельности, важнейшее направление социально-личностного развития.
Взаимосвязь и согласованность целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом обеспечивают преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста.
Данный подход обеспечивает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : 2000г.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М. : 1974г.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. : 1981 г.
4. Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : 1984г.