Юлия Красникова
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей 5–6 лет с многозначными словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Знакомство детей 5-6 лет с многозначными словами.
Цели: Расширить знания детей старшего дошкольного возраста в области русского языка и познакомить их с понятием «многозначные слова».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство детей 5–6 лет с многозначными словами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материалы: изображения многозначных слов.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
В. Ребята, посмотрите, что у меня в руках.
Д. Это конверт.
В. Да, правильно. Когда я сегодня пришла в детский сад, то охранник вручил мне это письмо. А как вы думаете, кто мог бы прислать его?
Д. Почтальон Печкин, Айболит…
В. Ребята, давайте откроем его и прочитаем, что там написано.
Д. Давайте.
В. «…Здравствуйте, ребята. Со мной произошел неприятный случай. Я потерял ключ. Не могу попасть домой. Помогите мне его найти. Я буду вам очень благодарен. Заранее спасибо. Буратино».
В. Ребята, так кто же написал нам это письмо?
Д. Буратино.
В. А что произошло с ним?
Д. Он потерял ключ и просит помочь его найти.
В. Поможем?
Д. Да.
В. Ребята, давайте попробуем здесь поискать.
Двое детей ходят по группе и пытаются найти ключ. Находят клюю гаечный и ключ дверной.
В. Друзья мои, посмотрите, мы нашли два ключа. А какой же ищет Буратино?
Д. Вот этот (показывает дверной).
В. А как вы узнали, что именно этот ключ ему нужен?
Д. Этим ключом можно открыть потайную дверь.
В. А для чего нам понадобится этот (гаечный) ключ?
Д. Чтобы закручивать или откручивать гайки.
В. Друзья мои, посмотрите, слово одно, а значений у этих слов много. Такие слова, у которых название одно, а значений много есть особенное значение…. Кто-нибудь из вас попробует догадаться, как они могут называться?. Даже подсказка есть. Много значений…
Д. Предположения детей.
В. Такие слова, у которых название одно, а значений много, называются «многозначными». Тема нашей сегодняшней встречи - «Многозначные слова».
На отдельных столах лежат картинки с изображением многозначных слов. Воспитатель загадывает загадки.
Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(Ручка).
В. Ребята, а какие значения имеет слово «ручка»?
Д. Ручка дверная.
Д. Ручка, которой пишут.
Д. Ручка у чашки, часть посуды.
В. Правильно молодцы. Следующая загадка.
Может напоить водою,
Может гайку отвинтить,
А еще замок откроет,
Чтоб хозяев в дом пустить.
(Ключ)
В. А какие значения имеет слово «ключ»?
Д. Ключ, который бьет из-под земли.
Д. Ключ, который отвинчивает гайки.
Д. Ключ от замка.
В. Правильно. Молодцы. Вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, возле своих стульчиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
В. Немного отдохнули, готовы опять работать? Сейчас я разделю вас на группы. Каждая группа попытается из предложенных картинок найти пары многозначных слов.
Дети разбиваются на группы по 4-5 человек в зависимости от количества детей. Из предложенных иллюстраций отбирают пары многозначных слов и доказывают свой выбор. Воспитатель выслушивает ответы каждой группы.
В. Ребята, как вы увлекательно выполняли это задание. А давайте же вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
Д. Искали ключ для Буратино.
В. Правильно. А какие ключи мы нашли?
Д. Гаечный и дверной.
В. Правильно. А какой именно ключ был нужен ему?
Д. Дверной.
В. А почему именно дверной?
Д. Ему нужно было попасть домой и ничем было открывать дверь.
В. Очень хорошо. А над какими словами мы с вами работали?
Д. Над многозначными.
В. Правильно. А почему мы их так называем «многозначные»?
Д. Потому что слово одно, а значений у него может быть много.
В. С какими многозначными словами вы сегодня познакомились?
Д. «Бабочка» - насекомое и такой галстук, «ключ» - дверной, гаечный, который бьет из-под земли, «кран» - строительный, из которого течет вода, «шляпка» - у гриба, и головной убор….
В. Молодцы, ребята. Благодарю вас за работу. Занятие окончено.