Ростова Светлана
Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Троицкий детский сад № 1 «Родничок»
Конспект занятия с детьми старшей группы
по ознакомлению с историей
Подготовила воспитатель Ростова Светлана Александровна
С. Троицкое
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению со славянской письменностью в старшей группе» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Рассказать детям о появление письменности. Познакомить детей со старинными вещами и рассказать об их использовании. Рассказать детям о быте наших предков.
Демонстрационный материал: презентация по теме.
Словарная работа: славяне, издревле, предки, Русь изба, лежанка, чугунок, ухват.
Методы и приё мы: рассказ, показ, вопросы, обобщения, уточнения, сюрпризный момент, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Дети входят под русскую народную музыку в зал и становятся полукругом.
Организационный момент.
Придумано кем – то: просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!».
«Доброе утро!» - солнцу и птицам!
«Доброе утро!» - приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
. - Ребята, давайте пожелаем доброе утро друг другу! И пусть весь день будет у нас хорошее настроение!
Основная часть
- Сейчас я вам раздам интересные картинки. Посмотрите, что на них нарисовано? Переверните их на другую сторону, что вы там видите? (Буквы).
- У каждого своя буква? Что она означает? (Это первая буква моего имени).
- Как вы думаете, зачем нужны буквы? (Благодаря буквам, мы можем читать и писать, написать письмо тому, кто живёт далеко, узнать что-то новое из газеты или что-то интересное из книги.)
-А хотели бы вы узнать, как появились первые буквы? (Да)
- Тогда я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие в прошлое. Мы заглянем в далёкое - далёкое прошлое нашей страны и узнаем, как же появились первые буквы.
- Как называется наша страна, где мы живем? (Россия)
- А кто знает, почему нашу страну так назвали? (ответы детей).
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски - назвали Россия.
- Наша Родина – Россия. Что такое Родина? (Родина – это место, где мы родились и живем. Это может быть и город, и маленькое село. Родина у каждого человека одна.)
- Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение «Подберите родственные слова» к слову Родина. (Род, родился, Родина, родословная, родственники, родная, родня).
Своей статью мы пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовемся ныне - россияне,
Издревле, кто мы все (Мы - славяне)
-Да мы славяне! Близка у нас культура, обычаи, письменность. Много лет назад Россия называлась иначе.
- Как называлась наша страна в древности? (Русь). И населяли ее наши далекие предки.
- Кто такие предки? (Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.)
- Ребята, для того, чтобы нам перенестись в прошлое я предлагаю вам вместе со мной встать на «ковёр – самолёт»,а вы закройте глазки (звучит сказочная музыка).
- Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени. Я проведу с вами экскурсию.
Презентация.
(Русская печь).
Дети рассматривают старинные вещи, в рассказывают об их предназначении, я уточняю и обобщаю их ответы.
Что вы тут видите (печку). В каждой избе обязательно была такая большая русская печка. Её ласково называли: печь – матушка, печь – кормилица.
- Для чего славянам нужна была печь ( Печь не только обогревала избу: в ней пекли хлеб, пироги, готовили еду себе и домашним животным; на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь была лежанка, где можно было спать, греться. Печь была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.).
(Прялки и пряхи).
- Посмотрите, что ещё есть в русской избе. (Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Осенью полевые и огородные работы заканчивались, и тогда женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялку бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность следующему поколению.).
(Углевой утюг).
- Что вы сейчас видите ( Углевые утюги - они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли, или разогревали на печи. Углевые утюги были тяжелыми, поэтому глажка белья в далёком прошлом – очень трудное занятие).
(Сундук).
- В каждом доме был сундук. В доме могло быть много сундуков. Чем больше сундуков, тем богаче считалась семья.
(Сундуки делались из дерева. У него есть стенки, крышка, дно, замок, ручки. Сундуки были тяжёлыми).
- Ребята, посмотрите, крышка прикрепляется железными петлями.
- Как вы думаете, для чего нужна крышка у сундука? (чтобы вещи не пылились, не было видно одежды и т. п.)
- Как вы думаете, зачем нужен сундук в избе? (Раньше не было шкафов для одежды, обуви и другого белья. Сундук заменял в старину шкаф. В сундуке на дне лежали вещи, которые редко одевали. Выше шли полушалки, платки, кофты. И сверху – самое интересное: вышивки, кружева. Каждый слой перестилался тряпицами)
- Славяне были крепкими, выносливыми, трудолюбивыми. Каждый их день был полон трудовых забот. В те времена лес был полон дичи, реки богаты рыбой. Мужчины были охотниками и рыболовами, а женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, шили и пряли.
Славяне много трудились, но любили, и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и играть. Свои традиции русский народ передавал из поколения в поколение из поколения в поколение. Предлагаю поиграть в русскую народную игру.
П/и «Золотые ворота».
Но одно огорчало славян – они не могли писать и читать. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
(Наскальные рисунки).
Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
(Деревянные книги).
Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно и понять эти знаки можно было по-разному. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность
1. По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются (звучит колокольный звон).
2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
(Портрет Кирилла и Мефодия).
Двум братьям Кириллу и Мефодию, которые славились своей ученостью, знали много языков, было поручено столь трудное дело - создание азбуки. Они работали с раннего утра, и до ночи, когда уж рябило в глазах от усталости. И вот, наконец – то, дело было завершено. Появилась азбука, в честь одного из братьев – Кирилла она получила название– Кириллица.
(Кириллица).
Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев, однако позже празднование было забыто. Теперь этот праздник возвратился в России и в других государствах. Этот праздник отмечается 24 Мая и носит название – День славянской письменности и культуры. В этот день вспоминают братьев – Кирилла и Мефодия, создателей азбуки. В честь их в Москве поставили памятник
(Памятник Кириллу и Мефодию).
Игра «Платочек».
Вы под музыку будете передавать платочек и танцевать, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажется платочек говорит скороговорку.
Дети присаживаются на стульчики.
(Славянский алфавит).
- Каждая буква обозначала целое слово. З - земля, л -люди. и т. д.
Сейчас наша азбука проста и удобна.
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку и буквы, которые учат нас. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте место на «ковре – самолёте» (звучит сказочная музыка). Вот мы и вернулись в детский сад.
Анализ.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Что нового вы узнали?
- Кто создал славянский алфавит?
- Что вам больше всего понравилось?
- Я рада, что вам понравилось путешествие, мы с вами узнали много интересного.