Голодова Наталья Геннадьевна
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: Приобщение детей к народному фольклору через сказку.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о русских народных сказках и произведениях русских писателей.
Развивающие: Способствовать развитию творческих и познавательных способностей. Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать вопрос, отвечать на него. Развивать моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Путешествие по сказкам“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Воспитывать любовь к бережному отношению к книге.
Предварительная работа: Чтение книг разных авторов, рассматривание альбома «Писатели – детям».
Словарная работа: Лубяная, скалочка, посечи, коса, прорубь
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: Кукольный театр, иллюстрации к русским народным сказкам, выставка книг, картина к игре "Где спряталась лиса". Раздаточный материал: пазлы "Собери лису".
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, игровые приемы, физминутки.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
На ковре стулья полукругом.
В. Мы сегодня отправимся в сказочный лес, на необыкновенную полянку. Полянку-"Почитайку". На этой полянке мы поиграем, вспомним сказки, загадки.
Но дорога на полянку спряталась и чтобы нам попасть в лес, нужно отгадать загадки или закончить предложение.
Дидактическая игра «Отгадай или продолжи».
1) Зверя нет в лесу хитрей, зверя нет в лесу рыжей, кто же это? (Лиса)
2) Хитренько взглянула, хвостиком махнула, и исчезла - чудеса, где ты, рыжая. (Лиса)
3) Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса, а зовут её. (Лиса)
В. Вот, ребята, мы незаметно пришли на полянку-"Почитайку". Посмотрите, кто же это? Да ведь это сама хозяйка нас встречает- Лиса Патрикеевна. Рассаживайтесь на стульчики, и посмотрите, что же будет дальше?
2 Основная часть.
В. Ребята, Лиса Патрикеевна хочет услышать от вас ответ на вопрос - "Знаете ли вы сказки? Какие?"
Д - Да! "Колобок, Теремок, Три медведы, Маша и Медведь, Репка"
В - Правильно! Сказки придумали очень давно чьи-то бабушки или дедушки, потом рассказывали своим детям. Дети выросли и стали рассказывать их своим детям, так эти сказки дожили и до нас.
В - Ребята, а вот Лиса Патрикеевна желает знать, сможете ли вы угадать сказки?
Д - Да!
В - Ну давайте попробуем. (Воспитатель или дети показывают отрывок из русской народной сказки "Лисичка-Сестричка и Серый Волк)
Волк - Здравствуй, Лиса! Дай мне рыбки!
Лиса - Ишь ты, какой, налови сам, да ешь!
Волк - Да я не умею!
Лиса - Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: "Ловись рыбка большая и маленькая!" Вот рыбка сама тебе на хвост и зацепится.
В-Ребята, что это за сказка?
Д - Лисичка Сестричка и Серый Волк.
В - Ай, да молодцы! Ребята, а какая лиса в этой сказке?
Д - Хитрая, жадная, кто может рассказать до конца?
В - Читает отрывок из Русской Народной сказки "Лисичка со Скалочкой".
-Взяла лисичка уточку и понесла дальше. Стучится в третью избу. - Я Лисичка Сестричка, пустите переночевать. Её пустили. Ночью лисичка съела уточку, а утром спрашивает: "Где моя уточка? Дайте мне за неё девочку. А мужичку-то девочку жалко отдавать - засунул он в мешок собаку и отдал лисичке.
Ребята, как же называется эта сказка?
Д - "Лисичка со скалочкой".
В - Вот молодцы, снова отгадали! Ребята, а в этой сказке какая лиса?
Д - Сначала была хитрая, жадная, а в конце сказки оказалась глупая.
В - Почему?
Д - Потому что отдала свой хвост собаке.
В - Ребята, вы очень хорошо знаете сказки, посмотрим, узнаете ли эту сказку.
Кукольный театр (дети и воспитатель).
-Идёт заяц по дороге и плачет, а на встречу ему медведь: о чём, зайчик, плачешь?
Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала. Подошли они к избушке. Медведь как закричит: -Поди, лиса вон! А лиса с печи: "Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам. " Испугался медведь и убежал.
В - Узнали сказку?
Д - Да! "Заюшкина избушка".
В - Ну тогда смотрите дальше.
Снова идёт зайчик по дороге и плачет пуще прежнего. Идёт петух с косой.
-Ку-ка-ре-ку! О чём зайчик плачешь?
-Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать да меня и выгнала она.
-Пойдём, я твоему горю помогу!
-Нет, Петух, не поможешь. И Собака, и Медведь пытались, и не выгнали. И тебе не выгнать.
-Нет, выгоню! Пойдём!
Подошли они к избушке, Петух лапами затоптал, крыльями замахал:
-Ку-ка-ре-ку! Иду, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай лиса с печи.
-Лиса услыхала, испугалась и говорит: «Обуваюсь, одеваюсь».
-А петух опять, ку-ка-ре-ку, Иду, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса с печи, поди вон!
И лиса испугалась и убежала. А зайчик с петухом стали жить-поживать и горя не знать.
В - Понравилась вам сказка?
Д - Да!
В - Ну а теперь, давайте поиграем и Лиса Патрикеевна с нами.
Игра-подвижная. (дети встают в круг)
В-Эй ребята, что вы спите, зовущие движения, показывают
Нам животных покажите,
У лисички острый нос,
У неё пушистый хвост, крутятся шустро, руки в стороны
Шуба рыжая лисы,
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает, ходят, гладят шубу, изображая погодку лисы
Шубу рыжую поглаживает.
Зайка по лесу скакал, скачут
Заяц корж себе искал.
Вдруг у зайца на макушке, показывают ушки
Поднялись, как стрелки ушки,
Зайчик прыгнул, повернулся прыгают, наклоняются, приседают
И под деревом согнулся.
Вышел мишка из берлоги, идут в развалочку
Разминает мишка ноги,
На носочках он пошёл, с пятки на носок
А потом на пяточках.
В - Ребята, Лиса Патрикеевна предлагает нам ещё одну игру!
Дидактическая игра "Угадайте, где спряталась лиса?"
(Плакат - лиса под кустом, за деревом, в норе)
В-Молодцы, везде лису нашли, а вот ещё игра.
Дидактическая игра "Кто быстрее соберёт лису"
(собирают лису из геометрических фигур).
В- Вот какие молодцы! Портрет Лисы Патрикеевны похож на себя?
Л. П - Очень довольна, очень похож, я наверно его себе заберу.
В - Хорошо, лисонька, забери.
3 Итог.
В - Ну вот, ребята, и наш поход на полянку закончился, пора возвращаться. Скажите, что же мы делали на полянке-"Почитайке"?
Д - Играли, угадывали сказки.
В - Вам понравилось путешествие?
Д - Да!
В - Все вы были молодцы, и лисичка осталась довольна, а сейчас скажите Лисе Патрикеевне до свидания и пойдём домой.