Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с творчеством поэта.
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством
Якуба Коласа в старшей группе «О, край родной, красивый край!»
(«О, край родны, край прыгожы!»).
Публикация «Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе» размещена в разделах
Программное содержание:
обогащать и углублять знания детей о творчестве классика белорусской литературы Якуба Коласа; развивать белорусскую речь
память; обогащать словарный запас; воспитывать ценностные отношения к произведениям литературного искусства, уважение к их создателям, желание творчески усваивать национальное наследие и сохранять его.
Оборудование:
аудиозапись песни И. Лученка на текст Я. Коласа «Мой родны кут.» (из поэмы «Новая зямля», мультимедийная презентация «Виртуальная экскурсия по дому-музею Я. Коласа», шаблон книги «Читаем Коласа», листы бумаги, графические материалы.
Предварительная работа:
слушание и разучивания стихов Якуба Коласа «Первый гром», «Весна», «Конец лета», «На лугу», «Отлет журавлей»; рассматривание тематического альбома «Песняры Беларускай зямлi».
Ход занятия:
Звучит песня «Мой Родны кут» (музыка И. Лученка, стихи Я. Коласа).
Воспитатель: Дети, понравилась ли вам песня? Как вы понимаете слова «Мой родной кут»? (Ответы детей.)
Эта песня написана на слова классика белорусского литературы, народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Сегодня 3 ноября 2017 года мы отмечаем 135-летие со дня его рождения.
Разговор воспитателя с детьми.
Воспитатель: Написал Якуб Колас эти поэтические строки про свой родной уголок - Принеманские места, где родился и вырос – про местечки Акинчицы, Ласток, что на Столбцовщине. В настоящее время в этих местечках находятся музеи поэта. И мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию по родным местам Якуба Коласа.
Виртуальная экскурсия по дому-музею Якуба Коласа.
1-ый слайд. «Фотография Я. Коласа на фоне Дома-музея».
Воспитатель: Якуб Колас родился 3 ноября 1882 года. Отец его был лесником.
2-й слайд. «Дом и подворье». Во дворе стоит обычный крестьянское подворье: дом - лесничовка. На доме расположена табличка с надписью: «Здесь 3 ноября 1882 года родился народный поэт Беларуси Якуб Колас (Константин Мицкевич)». Она сохранила свой прежний вид: слева - гумно, крытое соломой, рядом с ним - сарай, с боку на огороде стоит погребок. Как и когда-то, высокой стеной к усадьбе подступает лес.
3-й слайд. «Комната».
Воспитатель: Заходим в комнату. Стоит печь, в ней - горшок, на припечке - горшки, рядом - виллы, кочерга, другие кухонные принадлежности. Этой посудой и принадлежностями пользовалась мать поэта для приготовления пищи. Рядом с печкой - полок, на котором спали дети. У стены стоят стол, сундук.
4-5-й слайды. «Одежда и предметы быта.
Воспитатель: В доме висит тулуп, другая тогдашняя одежда. А вот материнские ботинки почти новые, потому что она обувала их только по большим праздникам. На кровати и на стене - тканые постилки с характерным белорусским узором. Рядом висит люлька, над которой пела колыбельную мать своим малышам (немаўлятам). Она занавешена полотенцем с вышитым цветочным узором. На окне тоже висит красивое тканре полотенце.
6-й слайд. Фотографии с фестиваля, проходившего на родине Я. Коласа.
Воспитатель: Перед домом, на лесной палянке, стоят деревянные скульптуры. Здесь часто устраивают фестивали. На них инсценируют отрывки из произведений Я. Коласа. Ежегодно 3 ноября здесь проходят знаменитые «Каласавины» с участием известных писателей, ученых, музыкантов.
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия? Что вас заинтересовало? Что удивило? (ответы детей.)
Давайте теперь отдохнем - проведем физкультминутку по стихотворению Якуба Коласа «Храбрый петух» («Храбры певень»).
Физкультминутка «Храбрый петух».
Па надворку певень ходзіць,
За сабою куры водзіць
I крычыць: — Сюды! Сюды!
Як кіўне ён галавою,
Сыплюць куры чарадою —
Як адна бягуць туды.
А калі хто кур пужае,
Певень грозна загукае :
— Хто такі там? Хто такі?
Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения.
Воспитатель: Какие еще вы знаете стихи Якуба Коласа? Давайте это проверим - поиграем в игру.
Игра «Запытанка».
Одни дети читают строки из стихотворений Якуба Коласа, другие отгадывают и называют стихотворение.
1. Голасам моцы, ціха і важна
Гром пракаціўся ўгары.
Луг адазваўся грому працяжна,
Лес адазваўся стары. («Першы гром»)
2. Сонца грэе, прыпякае;
Лёд на рэчцы затрашчаў.
Цёплы вецер павявае,
Хмар дажджлівых нам нагнаў. («Вясна»)
3. Лецейка ты, лета!
Гучна песня спета.
Весела было!
Бралі поўнай чарай
Шчодрасць тваю, дары —
Сонца і святло. («Канец лета»)
4. Ціха ў полі, ціха ў лесе,
Ані шэпне вецярок,
Толькі дзесь у паднябессі
Льецца звонкі галасок. («Раніца вясною»)
5. Добра ў лузе ў час палудны!
Лёгка там дыхнуць!
Хмаркі белыя марудна
За лясы плывуць. («На лузе»)
6. Белыя валокны
Сцелюцца над долам.
Не спяваюць птушкі,
Сціхнуў лесу шолам. («Адлёт жураўлёў»)
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете стихов нашего великого песняра -Якуба Коласа. Красиво рассказали отрывки из его стихов, угадали, из каких стихов были строки. А о чем рассказывают эти стихи? (Ответы детей.) Да, в большинстве из них рассказывается о родном крае, его красоте.
Рисование иллюстраций к самодельной книжке-раскраске «Читаем Коласа».
Воспитатель: У нас в группе много книжек-самоделок про нашу родную Беларусь.
А сегодня я для вас приготовила вот такую книгу. (Демонстрирует обложку). В ней не хватает иллюстраций к произведениям Якуба Коласа. Сейчас я предлагаю каждому из вас выбрать произведение, которое вам больше нравится, и нарисовать иллюстрацию к нему. Потом мы разместим ваши рисунки в этой книге. И у нас получится настоящая книга с иллюстрациями к произведениям народного поэта Беларуси Якуба Коласа.
Дети выбирают иллюстрацию и графические материалы.
Рисование иллюстраций к книге-самоделке «Читаем Коласа».
Подведение итогов занятий.
Каждый ребенок демонстрирует свой рисунок. Рассказывает, чем понравилось произведение, к которому он нарисовал иллюстрацию.
Воспитатель размещает рисунки в книге «Читаем Коласа».