Елена Денисенко
Занятие «Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ФФНР, ОНР.
Тема занятия : «Сюрпризы для Зои и Зины». Дифференциация согласных звуков «З» - «ЗЬ».
Цель: «Дифференциация звуков З-Зь».
Задачи:
Публикация «Занятие „Дифференциация согласных звуков [З]-[З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
1. Учиться правильно произносить звуки «З» - «Зь». Учиться давать сравнительную характеристику звуков;
2. Дифференциация звуков З-ЗЬ на материале слов, предложений;
3. Определение позиции звука З-ЗЬ в слове, работа со схемой слова;
4. Звуко-слоговой анализ, схемы слов зима, зонт;
5. Согласование прилагательных с существительными;
6. Употребление предлогов за, из-за;
7. Знакомство с буквой З;
8. Развитие внимания, словесно-логического мышления, ориентировка в пространстве;
9. Координация речи с движением.
Оборудование: предметные картинки со звуками З-ЗЬ, конверты с буквами, цветные квадраты (синие, зеленые, красные, схемы с 3-мя секторами на каждого ребенка, 2 куклы, таблички с именами - Зоя, Зина, полоски для составления схемы слова, предметные картинки (ваза, зонт, забор, яблоко, газон, платье, занавеска). Пластилин.
Ход занятия : Оргмомент а). Самомассаж лица. б). Назовем дни недели по порядку, зимние месяцы.
1. Логопед: Сегодня к нам в гости пришли куклы Зоя и Зина. Кто догадался, почему эти куклы пришли к нам на занятие? Вспомним, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
Сопоставление звуков З-ЗЬ, характеристика звуков, сходство, отличие, произнесение (звенит большой комар, маленький комарик).
2. Игра «Четвертый лишний».
Логопед: Откройте свои конверты и отложите ту картинку, которая не подходит к остальным.
1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.
2 конверт: слон, медведь, белка, корзина.
3. конверт: кофта, шарф, варежки, змея.
4. конверт: кошка, собака, корова, зебра
5 конверт: картошка, капуста, кабачок, звезда.
6 конверт: чашка, стакан, тарелка, мимоза и т. д.
Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит либо З, либо ЗЬ.
3. Логопед: Ребята, подарим свои картинки нашим гостям куклам Зое и Зине. Картинку с мягким звуком ЗЬ – Зине, с твердым звуком З – Зое.
Ответы детей: «Я подарю картинку Зое, потому что там твердый звук З».
4. Логопед: Слушайте мои слова и определяйте, какой звук спрятался в слове : твердый согласный «З» (синий квадрата) или мягкий согласный «Зь» (мягкий квадрат). Поднимите квадрат нужного цвета.
Слова: мимоза, зима, корзина, зебра, бизон, коза, занавеска, резина, изюм, здоровье, весы, везу, мозаика.
5. Звуко-слоговой анализ слов, составление звуковых схем слов. Коллективно: зонт, индивидуально зима.
Составление этих слов из букв разрезной азбуки.
6. Динамическая пауза:
а). Выполнение инструкций с предлогами.
Логопед: Я сегодня командир и даю вам задания. Вы внимательно слушайте и выполняете. Положите руки на стол, под стол, уберите за спину, вытащите из-за спины, спрячьте руки за голову, вытащите из-за головы. «Куда ты спрятал свои руки?» и т. д.
б). Упражнение: «Стройся!» Логопед поочередно обращается к детям: «Первым выходит Андрей. Юля, встань за Андреем. Катя, встань между Юлей и Андреем. Саша, встань за Катей. Ваня, встань впереди Юля и т. д. Скажите, кто стоит перед Ваней? Юля, кто стоит за тобой? Саша, кто стоит перед тобой? Андрей, между кем ты стоишь? Виталий, из-за кого ты выглядываешь? Данил, за кем ты стоишь?
в). «Дубы». Координация речи с движением.
Дети стоят в кругу, произносят стихотворение и сопровождают его движениями.
На горе растут дубы,
Руками над головой изображаем «горку», качаем руками.
Под горой растут грибы,
Присесть и показать шляпки грибов.
Мы в корзинки их собрали
Движения рук, имитирующие складывание грибов в корзину.
Быстро к дому побежали.
Бег на месте.
7. Игра «123». Определите, где спрятался звук : в начале, в середине или в конце слова. Положите букву З на схему. Вопросы логопеда: «Где слышится звук в слове?», «Какой это звук?».
Слова: Зубы, коза, земля, замок, зимородок, газета, Незнайка, хозяйка, змея, поезда, зеркало.
8. Согласование прилагательных с существительными. Отбор картинок к признакам зеленый, зеленая, зеленое.
Логопед: «Про что можно сказать зеленый, зеленая, зеленое?» (предметные картинки на доске)
Зеленая ваза зеленый зонт
Зеленая занавеска зеленый забор
зеленый газон
Зеленое яблоко
Зеленое платье
9. Логопед: Ребята, наше занятие подходит к концу. Наши гости- куклы Зоя и Зина уходят от нас давайте, слепим для них в подарок букву З из пластилина.
10. Итог.