Мария Ефимова
Конспект открытой образовательной деятельности «Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности.
Тема: дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [Д-Т].
Цели: слухо-произносительная дифференциация звуков [Д-Т]; развитие слухового внимания, памяти; развития фонематического восприятия; подготовка к овладению звуковым анализом, формирование слоговой структуры слова.
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности „Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Оборудование: предметные картинки (тапки, труба, петух, кот, торт, дверь, вода, конфета, дыня, подушка, дом, тарелка, пальто, туфли, девочка, мальчик, картинки-символы звуков [Д,Т].
Орг. момент.
Логопед: Повторите и запомните: праздничный торт, кирпичная труба, пушистый кот, разноцветный петух, красивые туфли, домашние тапки.
Дети повторяют словосочетания и по очереди садятся.
Ход занятия.
1. Логопед:
Вспоминайте словосочетания, которые повторяли.
Дети вспоминают словосочетания, логопед открывает картинки, выставленные на доске (на них изображены называемые предметы).
Логопед: Слушайте внимательно: тапки, труба, петух, торт, кот, туфли. Какой звук есть в каждом из этих слов? Правильно, в каждом из этих слов есть звук [Т].
Логопед выставляет на доску символ звука [Т].
- Так стучит молоток по наковальне. Повторим хором: - Т. На письме звук [Т] обозначается буквой Т.
Логопед открывает (переворачивает) картинки (находящиеся во втором ряду на доске).
- Слушайте внимательно: дверь, дом, вода, душ. Какой звук есть в каждом из этих слов? Правильно, в каждом из этих слов есть звук [Д].
2. Объяснение темы занятия.
Звуки [Т] и [Д] звучат очень похоже. Повторим их (логопед поочередно показывает на картинки – символы звуков, дети повторяют). Оба эти звуки – согласные. Чем же отличаются эти звуки? Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук [Д]. Что вы чувствуете? Горлышко «дрожит»? Значит, звук [Д] – звонкий, он произносится звонко, с голосом. А теперь проверим звук [Т]. Приложите ладонь к горлышку и произнесите этот звук. Что вы чувствуете? Горлышко «дрожит»? Значит, звук [Т] - глухой, он произносится глухо, без голоса. Голос «не работает», поэтому горлышко не «дрожит». Сегодня мы будем учиться различать звуки [Т] и [Д].
3. Дидактическая игра «Поймай звук».
Логопед: Мы с вами будем «ловить» звуки [Т] и [Д].Когда услышите звук [Т], поднимаете картинку с символом этого звука (логопед демонстрирует картинку-символ звука, а когда услышите звук [Д]- с символом звука [Д](та, да, ут, ата, ада, ду, ты, ста, сда).
Вы отлично справились! Теперь мы будем ловить звуки [Т] и [Д] в словах, и определять где именно спрятался звук : в начале, середине или конце слова (танк, дуб, билет, нитки, дым, вата, тыква, дорога).
4. Дидактическая игра «Закончи слово».
Логопед: Я начну слово, а вы закончите его слогами – ТА или – ДА (вода, посуда, газета, монета, комната, лопата).
5. Физкультминутка.
Теперь поработают наши ручки.
«Дом».
Молоточком я стучу.
Дом построить я хочу.
Строю я высокий дом,
Буду жить я в доме том.
Постукивать кулачками друг об друга, соединить кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями.
5. Дидактическая игра «Подарки для Тани и Дани».
На доске выставлены картинки с изображением мальчика и девочки.
Логопед:
У Тани и Дани сегодня день рождения. Мы будем дарить им подарки.
Тане мы будем дарить предметы, в названии которых есть звук [Т], а Дане мы будем дарить предметы, в названиях которых есть звук [Д].
Послушайте внимательно, как я скажу, вы будете говорить так же. Я подарю дыню Дане, потому что в слове дыня есть звук [Д]. Дети открывают конверты, достают картинки, отвечают по образцу.
Картинный материал: дыня, туфли, пальто, дом, тарелка, тапки, торт.
6. Дидактическая игра «Превращения».
Логопед:
Мы будем превращать слоги и слова. Заменим звук [Т] на звук [Д] и у нас получится новый слог или новое слово (та-да, то-до, ото-одо, ты-ды, ста-сда, точка-дочка, Таня-Даня, том-дом, уточка-удочка, тачка-дачка).
7. Итог.
Логопед:
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Правый ряд вспоминает слова со звуком [Т], левый ряд – со звуком [Д].
Встанет тот, кто придумает предложение со своим словом (дети по очереди встают). Встает в строй тот, кто повторит скороговорку или словосочетание (домашние тапочки, дубовый комод, ватрушка с повидлом, тонкая доска, бетонная ограда. У Кондрата куртка коротковата. Тренировка требует труда. На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова).
Дети строятся в шеренгу.
Оценка деятельности детей.
Логопед:
Вы очень старались, поэтому справились со всеми заданиями. Молодцы!