Вера Васильева
Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Уровень сформированности этих представлений характеризует общее развитие дошкольника, его готовность к обучению в школе, успешность овладения чтением, письмом, счетом и другими видами учебной деятельности. Осваивается данный навык очень медленно и с большими трудностями. Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Это проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, понимания и употребления в речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности в ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Публикация «Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Игры для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке к такому важному виду деятельности как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения.
Методическая разработка «Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» позволит детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений.
В данной разработке представлены классические и авторские игры и игровые упражнения, направленные на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей. Игровые упражнения разработаны с учетом принципа постепенного усложнения и могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Методическое пособие поможет ребенку: - научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; - научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги над, под, за, перед и др., наречия справа, слева, ниже, выше, ближе, дальше, между и др. ; - развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление, мелкую моторику; - сформировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Методическая разработка адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дошкольных учреждений.
"Найди игрушку"
Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений : вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов в, над, под.
Оборудование: игрушки.
Описание игры : логопед в отсутствии ребенка прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка. Затем объясняет ребенку задание: «Найди спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – куклу найдешь, направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь». Ребенок выполняет задание. Отыскав все игрушки, он проговаривает, что и где нашел. Сначала детям предлагается выбор из двух, трех направлений, позднее – из четырех.
«Магазин»
Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, сверху, снизу и предлоги: над, под; называть местоположение предмета.
Оборудование: полки с игрушками ( вариант: плакаты с изображением игрушек на двух-трех полках).
Описание игры : Логопед знакомит детей с правилами игры «Магазин» Чтобы получить покупку, необходимо называть точное месторасположение товара. Например: «Я хочу купить предмет, который находится на нижней полке, слева от мячика». Сначала ребенок выступает в роли продавца, а логопед в роли покупателя, потом роли меняются.
«Засели домик»
Цель: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.
Оборудование: плакат с домиком, фигурки зверей.
Описание игры : Логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок располагает фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.
«Ферма»
Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами; закреплять лексическую тему «домашние животные и птицы».
Оборудование: плакат «Домашние животные и птицы».
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем определить месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.
«Часики»
Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.
Оборудование: настенное пособие «Часики» с изображением фигурок животных напротив цифр.
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы, например: кто находится между птичкой и лягушкой? правее, чем рыбка? ниже, чем жираф? кто находится дальше от зайчика, сова или кошка? кто находится над бабочкой? какие животные находятся между цифрами 4 и 8? Назови всех животных правее цифры 1, левее цифры 6, выше цифры 5, ниже цифры 11. Вариант усложнения игрового задания: дети придумывают аналогичные задания друг для друга.
«Птичка в клетке»
Цель: развивать внимание, учить ориентироваться в пространстве листа, передвигаться в нужном направлении, отсчитывая клеточки; закреплять понятия «вправо-влево», «вверх-вниз».
Оборудование: настенное пособие «клетка», состоящее из 9 клеточек (3 на 3, фигурка птички, которая крепится на любую клеточку.
Описание игры : В центре клетки ( вариант: в любой клеточке) сидит птичка, которая пытается вылететь из нее. На каждый ход птичка может пролететь только одну клеточку. Логопед говорит детям, куда полетела птичка (например, вправо, вверх, влево, вверх, а дети следят за ее передвижением. Как только птичка вылетает за границы клетки, дети хлопают в ладоши.
«Рисовалки»
Цель: закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать мелкую моторику; учить слушать и выполнять команды взрослого.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям выполнить задание по команде: «Нарисуйте точку, ниже точки – круг, справа от точки – крестик, слева от точки – квадратик, сверху от точки – треугольник; нарисуйте снежинку, над снежинкой – солнышко, справа от солнышка – цветок, под цветком – елочку», и т. д.
«Котята расшалились»
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, различать верх и низ листа, определять в каком углу листа находится предмет; развивать внимание и память; учить использовать в речи слова, выражающие пространственные отношения.
Оборудование: лист бумаги; цветные фигурки четырех котят разного цвета.
Описание игры : Логопед знакомит детей с разноцветными котятами, которые собрались в центре полянки. Затем говорит: «котята расшалились и разбежались» (передвигает фигурки в разных направлениях). Дети должны показать и сказать, в каком углу какой котенок находится.
«Угадайка» (графические диктанты)
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику; развивать внимание, усидчивость.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям игровой сюжет, например: «У Маши сегодня день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки: игрушки, конфеты, торт. Отгадай, что подарил Маше ее самый лучший друг Миша?» Логопед предлагает ребенку нарисовать Мишин подарок по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги (предварительно поставив точку, от которой нужно выполнить задание) : 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вверх. Если ребенок правильно выполняет задание, то видит ответ на вопрос (цветок, а затем раскрашивает картинку. Примеры игровых сюжетов: «Ребята наряжали елку. Они украсили ее шарами, игрушками, конфетами, разноцветным дождиком и гирляндой. Помоги ребятам найти еще одно украшение для новогодней елки» (колокольчик). «Принцесса собирается на бал. Она надела красивое платье, туфельки, вяла с собой сумочку и веер. А чем еще принцессе дополнить свой наряд?» (шляпка).
«Путешествие по азбуке»
Цель: развивать внимание; учить передвигаться в заданном направлении; закреплять предлоги над, под; понятия «слева-справа», между; закреплять алфавит.
Оборудование: настенное пособие «Алфавит».
Описание игрового упражнения: Логопед диктует детям задание: я загадала слово, первая буква которого находится слева от буквы С, вторая буква находится между буквами Т и Ф, третья буква находится под буквой Г, четвертая буква находится над буквой З. Дети записывают каждую букву, а потом читают получившееся слово (рука).
Аналогичная игра «Азбука в картинках» : Логопед диктует задание: я загадала слово, первая буква которого находится справа от трубы, вторая буква - слева от крокодила, третья – над слоником, четвертая – под домиком, пятая – между свечкой и кубиками. Дети отгадывают получившееся слово (санки).
«Зашифрованные послания»
Цель: учить читать графические схемы с предлогами, используя эти предлоги в речи при составлении словосочетаний и предложений.
Оборудование: карточки с предлогами, картинки с изображениями предметов и животных; карточки на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Показывает карточки, например, рыбка – схема предлога в – аквариум; зайчик – схема предлога под – елочка. Дети составляют словосочетания: «рыбка в аквариуме», «зайчик под елочкой» и т. д. Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичное послание, выбрав картинки и схемы предлогов. Усложнение задания: логопед показывает детям карточки: птичка – схема предлога из – гнездо; кошка – схема предлога из-под – диван. Дети составляют предложения: «Птичка вылетела из гнезда», «Кошка вылезла из-под дивана» и т. д.
«Веселая линеечка»
Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, между, за, перед; учить ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет по отношению к заданному; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; учить употреблять в речи порядковые числительные.
Оборудование: линейка с цифрами от 1 до 9; пластиковые буквы в количестве 9 штук (можно использовать различные варианты дидактического материала, например, маленькие игрушки, фигурки животных и т. п.)
Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям варианты заданий: найди букву, которая находится справа от буквы И, слева от буквы Ш; перечисли все буквы правее буквы Л, левее буквы О?; какая буква в ряду самая правая? самая левая? какой по счету стоит буква А? найди букву, которая стоит пятой по счету от буквы У; посчитай, сколько букв стоит правее буквы Ж; перечисли все буквы слева направо, справа налево; назови все буквы, стоящие между цифрами 1 и 5; назови все буквы, стояще правее цифры 7. Вариант усложнения игрового упражнения: дети сами придумывают аналогичные задания друг для друга.
Физкультминутка «Пляшущие человечки»
Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела, четко выполнять команды взрослого.
Описание: Логопед дает детям команду принять определенную позу или выполнить определенное упражнение, указывая положения рук, ног и головы. Например, ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука в сторону, голова повернута влево. Вариант задания: Логопед показывает детям карточку с изображением человечка в определенной позе, дети должны принять точно такую же позу, как на картинке (заранее оговаривается, что поза принимается в зеркальном отражении).
Список литературы
1. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
2. Елецкая О. В. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. М. : «Школьная пресса», 2003. – 68 с.
3. Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. – «Вопросы психологии», № 6, 1994.
4. Заика Е. В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. – «Вопросы психологии», № 1, 1995.
5. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.
6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.
7. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. М. : Наука, 1979. – 53 с.
8. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у младших дошкольников : сборник игровых упражнений. – Методическое пособие. – М. : «Школьная пресса», 2009. – 97 с.
9. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 384 с.
10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 112 с.
11. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 76 с.
12. Титова О. В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 84 с.
13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1993. – 64 с.
14. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.