Папки-передвижки

Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи

Вера Васильева
Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Уровень сформированности этих представлений характеризует общее развитие дошкольника, его готовность к обучению в школе, успешность овладения чтением, письмом, счетом и другими видами учебной деятельности. Осваивается данный навык очень медленно и с большими трудностями. Особенно сложно развивается формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи. Это проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, понимания и употребления в речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности в ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Публикация «Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах

Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке к такому важному виду деятельности как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры и упражнения.

Методическая разработка «Занимательные игры и упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» позволит детям в совместной деятельности с взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственных представлений.

В данной разработке представлены классические и авторские игры и игровые упражнения, направленные на формирование пространственной ориентировки, графических навыков у дошкольников с речевыми нарушениями и предупреждение школьных трудностей. Игровые упражнения разработаны с учетом принципа постепенного усложнения и могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Методическое пособие поможет ребенку: - научиться ориентироваться в пространстве, на листе бумаги; - научиться понимать и правильно использовать в речи предлоги над, под, за, перед и др., наречия справа, слева, ниже, выше, ближе, дальше, между и др. ; - развить внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление, мелкую моторику; - сформировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Методическая разработка адресована учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дошкольных учреждений.

"Найди игрушку"

Цель: упражнять в действенном различении и обозначении словом основных пространственных направлений : вперед – назад, направо – налево, местоположения предметов в пространстве с помощью предлогов в, над, под.

Оборудование: игрушки.

Описание игры : логопед в отсутствии ребенка прячет игрушки в разных местах комнаты с учетом предполагаемого местоположения ребенка. Затем объясняет ребенку задание: «Найди спрятанные игрушки. Вперед пойдешь – куклу найдешь, направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – лошадку найдешь». Ребенок выполняет задание. Отыскав все игрушки, он проговаривает, что и где нашел. Сначала детям предлагается выбор из двух, трех направлений, позднее – из четырех.

«Магазин»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, сверху, снизу и предлоги: над, под; называть местоположение предмета.

Оборудование: полки с игрушками ( вариант: плакаты с изображением игрушек на двух-трех полках).

Описание игры : Логопед знакомит детей с правилами игры «Магазин» Чтобы получить покупку, необходимо называть точное месторасположение товара. Например: «Я хочу купить предмет, который находится на нижней полке, слева от мячика». Сначала ребенок выступает в роли продавца, а логопед в роли покупателя, потом роли меняются.

«Засели домик»

Цель: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Оборудование: плакат с домиком, фигурки зверей.

Описание игры : Логопед предлагает ребенку заселить домик жильцами. Ребенок располагает фигурки зверей в окошках домика, на свой выбор. Затем объясняет, кто над кем, кто под кем поселился, называет соседей каждого жильца справа и слева.

«Ферма»

Цель: учить отражать пространственные отношения между предметами; закреплять лексическую тему «домашние животные и птицы».

Оборудование: плакат «Домашние животные и птицы».

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям посетить ферму, на которой живут домашние животные и птицы, и вспомнить, как они называются, как выглядят, как кричат, чем питаются, какую пользу приносят людям, назвать их детенышей. А затем определить месторасположения каждого животного по отношению к остальным, и друг к другу, используя слова: выше, ниже, правее, левее, рядом, между.

«Часики»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: выше, ниже, между, правее, левее, ближе, дальше; предлоги: над, под.

Оборудование: настенное пособие «Часики» с изображением фигурок животных напротив цифр.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы, например: кто находится между птичкой и лягушкой? правее, чем рыбка? ниже, чем жираф? кто находится дальше от зайчика, сова или кошка? кто находится над бабочкой? какие животные находятся между цифрами 4 и 8? Назови всех животных правее цифры 1, левее цифры 6, выше цифры 5, ниже цифры 11. Вариант усложнения игрового задания: дети придумывают аналогичные задания друг для друга.

«Птичка в клетке»

Цель: развивать внимание, учить ориентироваться в пространстве листа, передвигаться в нужном направлении, отсчитывая клеточки; закреплять понятия «вправо-влево», «вверх-вниз».

Оборудование: настенное пособие «клетка», состоящее из 9 клеточек (3 на 3, фигурка птички, которая крепится на любую клеточку.

Описание игры : В центре клетки ( вариант: в любой клеточке) сидит птичка, которая пытается вылететь из нее. На каждый ход птичка может пролететь только одну клеточку. Логопед говорит детям, куда полетела птичка (например, вправо, вверх, влево, вверх, а дети следят за ее передвижением. Как только птичка вылетает за границы клетки, дети хлопают в ладоши.

«Рисовалки»

Цель: закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать мелкую моторику; учить слушать и выполнять команды взрослого.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям выполнить задание по команде: «Нарисуйте точку, ниже точки – круг, справа от точки – крестик, слева от точки – квадратик, сверху от точки – треугольник; нарисуйте снежинку, над снежинкой – солнышко, справа от солнышка – цветок, под цветком – елочку», и т. д.

«Котята расшалились»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, различать верх и низ листа, определять в каком углу листа находится предмет; развивать внимание и память; учить использовать в речи слова, выражающие пространственные отношения.

Оборудование: лист бумаги; цветные фигурки четырех котят разного цвета.

Описание игры : Логопед знакомит детей с разноцветными котятами, которые собрались в центре полянки. Затем говорит: «котята расшалились и разбежались» (передвигает фигурки в разных направлениях). Дети должны показать и сказать, в каком углу какой котенок находится.

«Угадайка» (графические диктанты)

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику; развивать внимание, усидчивость.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям игровой сюжет, например: «У Маши сегодня день рождения. К ней пришли гости и принесли подарки: игрушки, конфеты, торт. Отгадай, что подарил Маше ее самый лучший друг Миша?» Логопед предлагает ребенку нарисовать Мишин подарок по клеточкам, не отрывая карандаша от бумаги (предварительно поставив точку, от которой нужно выполнить задание) : 2 клетки вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки по диагонали влево вниз, 2 клетки по диагонали влево вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 1 клетка вверх, 1 клетка по диагонали вправо вверх, 1 клетка по диагонали влево вверх, 1 клетка по диагонали влево вниз, 1 клетка по диагонали вправо вниз, 2 клетки вверх. Если ребенок правильно выполняет задание, то видит ответ на вопрос (цветок, а затем раскрашивает картинку. Примеры игровых сюжетов: «Ребята наряжали елку. Они украсили ее шарами, игрушками, конфетами, разноцветным дождиком и гирляндой. Помоги ребятам найти еще одно украшение для новогодней елки» (колокольчик). «Принцесса собирается на бал. Она надела красивое платье, туфельки, вяла с собой сумочку и веер. А чем еще принцессе дополнить свой наряд?» (шляпка).

«Путешествие по азбуке»

Цель: развивать внимание; учить передвигаться в заданном направлении; закреплять предлоги над, под; понятия «слева-справа», между; закреплять алфавит.

Оборудование: настенное пособие «Алфавит».

Описание игрового упражнения: Логопед диктует детям задание: я загадала слово, первая буква которого находится слева от буквы С, вторая буква находится между буквами Т и Ф, третья буква находится под буквой Г, четвертая буква находится над буквой З. Дети записывают каждую букву, а потом читают получившееся слово (рука).

Аналогичная игра «Азбука в картинках» : Логопед диктует задание: я загадала слово, первая буква которого находится справа от трубы, вторая буква - слева от крокодила, третья – над слоником, четвертая – под домиком, пятая – между свечкой и кубиками. Дети отгадывают получившееся слово (санки).

«Зашифрованные послания»

Цель: учить читать графические схемы с предлогами, используя эти предлоги в речи при составлении словосочетаний и предложений.

Оборудование: карточки с предлогами, картинки с изображениями предметов и животных; карточки на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Показывает карточки, например, рыбка – схема предлога в – аквариум; зайчик – схема предлога под – елочка. Дети составляют словосочетания: «рыбка в аквариуме», «зайчик под елочкой» и т. д. Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичное послание, выбрав картинки и схемы предлогов. Усложнение задания: логопед показывает детям карточки: птичка – схема предлога из – гнездо; кошка – схема предлога из-под – диван. Дети составляют предложения: «Птичка вылетела из гнезда», «Кошка вылезла из-под дивана» и т. д.

«Веселая линеечка»

Цель: учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, между, за, перед; учить ориентироваться в линейной последовательности числового ряда, определять каким по счету является предмет по отношению к заданному; закреплять знание числового ряда от 1 до 9; учить употреблять в речи порядковые числительные.

Оборудование: линейка с цифрами от 1 до 9; пластиковые буквы в количестве 9 штук (можно использовать различные варианты дидактического материала, например, маленькие игрушки, фигурки животных и т. п.)

Описание игрового упражнения: Логопед предлагает детям варианты заданий: найди букву, которая находится справа от буквы И, слева от буквы Ш; перечисли все буквы правее буквы Л, левее буквы О?; какая буква в ряду самая правая? самая левая? какой по счету стоит буква А? найди букву, которая стоит пятой по счету от буквы У; посчитай, сколько букв стоит правее буквы Ж; перечисли все буквы слева направо, справа налево; назови все буквы, стоящие между цифрами 1 и 5; назови все буквы, стояще правее цифры 7. Вариант усложнения игрового упражнения: дети сами придумывают аналогичные задания друг для друга.

Физкультминутка «Пляшущие человечки»

Цель: учить ориентироваться в схеме собственного тела, четко выполнять команды взрослого.

Описание: Логопед дает детям команду принять определенную позу или выполнить определенное упражнение, указывая положения рук, ног и головы. Например, ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука в сторону, голова повернута влево. Вариант задания: Логопед показывает детям карточку с изображением человечка в определенной позе, дети должны принять точно такую же позу, как на картинке (заранее оговаривается, что поза принимается в зеркальном отражении).

Список литературы

1. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.

2. Елецкая О. В. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. М. : «Школьная пресса», 2003. – 68 с.

3. Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. – «Вопросы психологии», № 6, 1994.

4. Заика Е. В., Назарова Н. П., Маренич И. А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников. – «Вопросы психологии», № 1, 1995.

5. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.

6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-7 лет. М., Творческий центр Сфера, 2004. – 80 с.

7. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста. М. : Наука, 1979. – 53 с.

8. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у младших дошкольников : сборник игровых упражнений. – Методическое пособие. – М. : «Школьная пресса», 2009. – 97 с.

9. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: методическое пособие и и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 112 с.

11. Семаго Н. Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. – М. : Айрис – пресс, 2007. – 76 с.

12. Титова О. В. Справа – слева. Формирование пространственных представлений у детей: Методическое пособие. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 84 с.

13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1993. – 64 с.

14. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. : Педагогика, 1980. – 240 с.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения по развитию речи» "Занимательные игры и упражнения по развитию речи" Рекомендует воспитатель Черненко М. Н. У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии.

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи неслышащих дошкольников с помощью игры-драматизации» Диалогическая речь неслышащих детей является одним из эффективных и широко распространенных средств коммуникации. Диалог представляет собой.

Проект с использованием театрально-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи «В гостях у сказки» Пояснительная записка. Театрально-игровая деятельность помогает воспитателю в организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии.

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Тема: «Развитие связной речи дошкольников, через сюжетно-ролевую игру» Актуальность выбранной темы Игра – является ведущим видом деятельности.

Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают.

Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи. Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР. Учитель-логопед высшей квалификационной категории Е. К. Попович Коррекционное воздействие.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности» Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью.

Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют.

Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем Познавательная игра «Птичка» на развитие самоконтроля Игра проводится с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 21:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательные игры на развитие пространственно-аналитической деятельности у дошкольников с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Вера Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД