Марина Тимофеева
Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности
Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые влияют на их общее развитие и не позволяют вести полноценную жизнь. Одной из категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи, в частности дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников с ОНР средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства : жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.
На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации образования, создание у детей представления о процессах преемственности культур. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, мы решили связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.
Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка с ОНР, ребенка с задержкой психического развития, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Мы используем следующие виды театральной деятельности :
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
Для преодоления данных проблем и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей мы решили уделить особое внимание театрализации сказок. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса — хитрая, Волк — злой и т. д. Сказки служат для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над театрализацией сказки способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов.
Этапы работы:
Первый этап - накопительный.
Работаем над правильностью, четкостью и выразительностью речи, интонациями, пантомимическими движениями под музыку.
Предлагаем репертуар для просмотра кукольных и драматических спектаклей, показанных профессиональными артистами. Оформляем уголок в группе Мир театра.
Второй этап - творческий.
Мы привлекаем к активному участию детей и родителей в мероприятиях по театральной деятельности в детском саду (драматизации, инсценировки, карнавалы сказок, вечера развлечений, викторины).
Третий этап - результативный.
- Подводим итог совместной работы: родители - дети – педагоги.
- Проводим заключительный фестиваль творческих театров.
- Оформляем родительский уголок «Наши праздники», «Сотвори сказку своими руками» и т. д.
Театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада. Музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх. У него вырабатывается положительная самооценка, уверенность в себе. Эти качества очень пригодятся в школе, особенно во время ответов у доски и атрибутов.
Все мы, педагоги и родители, стремимся к тому, чтобы наши дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, чтобы дети легко вступали в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками- одним словом, были развитыми, добрыми, коммуникабельными людьми. Планомерно, систематически и целенаправленно организуя театрализованную деятельность вместе с детьми, мы решим эти непростые, но жизненно важные задачи.
Учитель-логопед: Тимофеева М. Г.
Музыкальный руководитель: Мелещенко Е. Н.
Воспитатель: Малюкова Ю. В.