татьяна чувашова
Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные игры по ознакомлению
дошкольников с родным краем
Познавательная игра «Птичка» на развитие самоконтроля
Игра проводится с подгруппой или со всеми детьми. Перед на-чалом игры ведущий, знакомит детей с различными породами де-ревьев, растущих в Бурятии; можно показать картинки с их изобра-жением, рассказать, где они растут.
Публикация «Занимательные игры по ознакомлению дошкольников с родным краем» размещена в разделах
Перед игрой все подбирают для себя фант-игрушку или любую мелкую вещь. Игроки садятся в круг и выбирают собирателя фактов. Он садится в середину круга и всем остальным HI рокам раздает названия деревьев (рябина, кедр, пихта, береза, тополь, ель и т. д.) Каждый должен запомнить свое название. Собиратель фантов гово-рит: «Прилетела пчелка и села на пихту» Пихта должна ответить: «Па пихте не была, улетела на кедр». Кедр вызывает другое дерево и г. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
«Узоры». Игра на развитие сосредоточенносги (элементы бурятского орнамента)
В игру можно играть с одним ребенком, с подгруппой детей, со всей группой.
Ребенку дается лист бумаги в клетку. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого послушайте внима- тельно – я буду говорить, в какую сторону, в каких клеточках провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая линия, не отрывая карандаша от бумаги,
Упражнение можно начинать с самых простых элементов.
«Кто где живет». Коллективная игра для развития произвольности и навыков учебной деятельности.
Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, живущего в Бурятии. Можно надеть маску или значок - сим-вол, изображающий животных. Дети про себя должны вспомнить, где обитает то или оное животное (в лесу, в доле, в степи, на дереве, в душе, норе). Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например, «Ой, я, кажется, за-блудился, кто бы мне помог в этом хвойном лесу найти дорогу к полю. Но нет, никто здесь видно, не живет». Выскакивает зайчик «Я здесь живу! Дорогу показать помогу!». Ведет к животному, живущему в поле, например, к суслику. Игра повторяется.
«Волшебная картинка». Игра для развития находчивости
и обогащения словарного запаса детей.
Воспитатель «На этой картинке спрятаны ответы на загадки, которые приведены ниже. Внимательно рассмотрите картинку, найдите ответы. Подумайте, может быть, здесь изображены ответы загадок, о которых мы не вспомнили.
• Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет.
• Стоит Антошка на одной ножке.
• Зимой и летом - одним цветом.
• Двое ходят, а один водит и приказывает.
• Снизу клин, сверху блин.
• Стоит столбом, горит огнем, ни жару, ни пару, ни угольков.
• Рогат, да не бык, пищу берет, а не сыт, людям подает, а сам в угол идет.
• Зимой все ест, а - летом спит, тело тепло, а крови нет.
• Утка в море, хвост на заборе.
• Зубы имею, а зубной щетки нe знаю.
Ответы загадок:
• Солнце
• Гриб
• Ель
• Человек
• Зонт
• Свеча
• Ухват
• Печь
• Ковш
• Пила
А теперь поиграем в игру-придумку с этими отгадками.
«На одну букву».
Игра для обогащения словарного запаса детей.
В эту игру можно играть в группе с детьми или порекомендовать
поиграть всей семьей дома. Участники игры, сидя кругом, выбирают букву – это может быть первая буква бурятского имени (Сэсэг, Туяна, Баир, Намжил, Аюна, Адиса, Доржи, Буянто и т. д.) начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в комнате или группе детского сада. Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т. е. продолжает придумывать слова, когда все остальные уже замолчали.
«Запоминание предметов». Игра для развития памяти
В эту игру можно играть вдвоем или с группой детей. Первый участник начинает произносить слово, например «снегирь», а следующий участник прибавит к нему другое слово, например -«дятел».Следующий повторяет эти два слова, добавляя к ним свое слово, пока ряд станет настолько длинным, что воспроизвести его будет нельзя.
«Найди листочек - oт какого он дерева»
На картинках изображено несколько деревьев (клен, тополь, рябина, береза). Предлагаю детям, рассмотреть и назвать деревья. «Посмотрите и найдите для каждого дерева листочки». В игру можно играть с одним ребенком или с группой детей.
Почему к зиме деревья
раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно
раздеваться перед сном!
«Чьи следы?»
Мишка, мишка!
Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед:
Не малина и не мед!
На картинке изображен спящий медведь в своей берлоге, а вокруг на снегу следы животных и птиц. Предлагаю детям отгадать, чьи это следы?
«Собери и назови»
Предлагаю детям конверты, в которых разрезные карточки с изображением бурятского орнамента. Ребенок должен составить правильно орнамент, назвать элементы орнамента и цвет.
«Что лишнее»
(картинки с изображением природы а животных Бурятия)
Игра проводится с подгруппой детей. Предлагаю рассмотреть картинку и найти лишние предметы. Например: степь, овцы, белые медведи, ели и т. д.
«Кто, в каком домике живет?»
Ребенку дается карточка с изображением чума, юрты, дома, хи-жины. Педагог раздает карточки с людьми разной национальности (эвенка, бурята, русского, негра). Предлагаю ребенку помочь каж-дому найти свой дом, пройдя по разным, интересным лабиринтам.
«Кому, что нужно?»
Детям даются карточки с изображением фигурок людей, одетых не до конца в национальные костюмы. Детям предлагается пра-вильно подобрать элементы национальных костюмов и одеть людей.
«Угадай, какая сказка»
Показываю детям сюжетные картинки из бурятских сказок, читаю отрывок, предлагаю детям правильно назвать сказку.
«Города Бурятии»
Ведущий раздает детям мини — карты республики Бурятия и фишки. По команде воспитателя дети обозначают фишками города Бурятии и называют их. Выигрывает тот, кто правильно и быстро расставит фишки и назовет обозначенные города.
«Реки Бурятии»
Материал для игры : игровое поле с обозначением границ Буря-тии, голубые полоски бумаги, изображающие реки. В игре могут участвовать 5-6 детей.
Ведущий раздает детям карточки с границами Бурятии и голубые полоски, предлагает назвать реки Бурятии, затем выложить их на карточке, в местах, где они протекают. Выигрывает тот, кто правильно справится с заданием.
«Обитатели Байкала»
Материал для игры : игровое поле в виде озера Байкал, карточки с изображением животных, птиц и рыб, обитающих в Байкале. Играют 3-4 человека.
Ведущий называет обитателей Байкала, а те игроки имеется названная карточка, «заселяют» ею озеро Байкал. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.
Лото «Познаю мой край родной»
Детям раздаются 1-2 большие карты, маленькие карты - у веду-щего. Ведущий показывает карточку и задает вопрос по ее содер-жанию, например, показывает шашку и спрашивает «Как называется национальный головной убор бурят?». Ребенок, у которого на большой карте имеется данное изображение, называет его и получает от ведущего маленькую карточку, кладет ее на свою, где нарисован головной убор - малахай, Выигрывает тот, кто правильно и быстро заполнит свою большую карту.