Светлана Германова
Проект с использованием театрально-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Театрально-игровая деятельность помогает воспитателю в организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника. Развивает самостоятельную исследовательскую, познавательную, игровую, творческую, продуктивную деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Публикация «Проект с использованием театрально-игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Использование в работе со старшими дошкольниками театрально-игровой деятельности позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода. Это прежде всего любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие в процессе реализации проекта у ребенка вопросы.
Театрально-игровая деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет. Среди них можно выделить:
• возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
• широкий спектр видов детской деятельности;
• важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
• развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);
• возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре со взрослым или определенным партнером, в группе и пр.);
• возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.
Театрально-игровая деятельность позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений речи необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).
Театрально-игровая деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Участвуя в театрально-игровой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрально-игровой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Театрально-игровая деятельность помогает ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Кроме того, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Инсценировки сказок и литературных произведений готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.
Цель проекта: создать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта:
1. Развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).
2. Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.
3. Развивать речевую активность дошкольников с нарушениями речи.
4. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности: изобразительной деятельности, музыки, художественной литературы, конструирования.
5. Приобщить взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
6. Воспитывать доверительные отношения друг к другу.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагоги группы, родители
Продолжительность: долгосрочный-учебный год.
Организация проекта
Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»
Исследовательский этап (сентябрь, май).
• анкетирование родителей;
• развитие творческих способностей детей, их умений и навыков;
• обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап (сентябрь).
• составление перспективного плана театрализованной деятельности в старшей группе с учётом возрастных особенностей и тяжести нарушения речи.
• разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.
Практический этап (октябрь – апрель).
• проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;
• подбор тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;
• создание декораций и костюмов; показ театрализованных спектаклей для детей детского сада и родителей;
• просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;
• изготовление театральных и сказочных персонажей;
• оформление выставки "Любимые сказки Ш. Перро. "
• проведение театрализованного представления для педагогов и детей старших групп «С днём рождения, солнышко»
Обобщающий этап (май)
• подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, контрольные срезы и анализ результатов диагностического исследования;
• представление опыта работы по эстетическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи через презентацию проекта "В гостях у сказки" на методическом объединении педагогов.
Ход реализации проекта «В гостях у сказки» представлен в таблице.
Октябрь
Знакомство с театром Досуг "Играем в театр»
Октябрь-ноябрь
Знакомство с разными видами театров, изготовление «Сундучка сказок» и настольного театра «Кот в сапогах»
Показ настольного театра для детей группы «Улыбка» "Кот в сапогах"
Ноябрь-декабрь
Знакомство с драматическим театром города. Изготовление театральных костюмов к сказке «Гуси-лебеди» Театрализованное представление для детей группы «Смешарики» «Гуси-лебеди»
Январь-февраль
Знакомство со сказками Ш. Перро. Выставка рисунков «Любимые сказки Ш. Перро».
Март-апрель
Знакомство с авторскими сказками о весне. Театрализованное представление для педагогов и детей старших групп «С днём рождения, Солнышко».
В ходе реализации проекта "В гостях у сказки" отмечено повышение темпа развития речи. Дети овладели правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми, научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию, стали проявлять интерес к театральному искусству, желание самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей, научились взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность. Они социализировались к окружающему миру, раскрылся творческий потенциал детей. Дети овладели необходимыми навыками, которые помогут им в дальнейшем быть успешными, образованными и деятельными членами нашего общества.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Виноградова Н. А., Е. П. Панкова Образовательные проекты в детском саду. М. : Айрис-Пресс, 2008.
3. Речевые секреты / Под ред. Т. А. Ладыженской. М. : Просвещение, 1992.
4. Речевые уроки / Под ред. Т. А. Ладыженской. М. : Просвещение, 1995.
5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : АРКТИ, 1999.
6. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
7. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. СПб. : КАРО, 2009.
8. 8. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.