Любовь Михайловна Печикина
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью общения, творчества.
Одной из главных задач является формирование речевых каналов, на базе которых будет в дальнейшем развиваться коммуникативная функция речи. Детям предлагается дифференцировать различные категории слов: слова- признаки, слова –действия, слова, обозначающие предметы или явления.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
На занятиях отрабатываются простейшие речевые операции: полные ответы на вопросы воспитателя, согласование различных категорий слов, изменение начальной формы слова и т. д. ; продолжается работа по обогащению и уточнению словаря, закрепляются навыки правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка
Хочется чтобы ребенок не только развивал свою речь, но и почувствовал красоту и звучность родного слова, научился говорить ясно и понятно. Рассказывайте детям интересные истории, сказки сочиняйте вместе с ними считалки, скороговорки, потешки, пословицы.
К каждому занятию необходимо подготовить разнообразный и интересный для детей наглядный материал, часть этого материала оформляется воспитателем вместе с детьми заранее (изготовление различных панно и макетов, рисунков, аппликаций, поделок из бумаги и природного материала). Дети учатся в различных путешествиях, играх по сказочным сюжетам. Развивая речь, дети побывают в лесу, на реке, на ферме; будут путешествовать на самолете, на корабле, на машине времени, на лодках, на автобусе; изобразят дождь, грозу, превратятся в различных животных и птиц – они почувствуют себя частью живой природы. Такой сказочный сюжет поможет предотвратить утомление и поддержит в детях интересе к обучению.
Игровая ситуация, непринужденная обстановка освобождает ребенка от скованности, побуждению его к общению, способствуют к установлению быстрого контакта со взрослыми
Главное – создать на занятиях атмосферу доброты, сердечности и взаимопонимания между педагогами и детьми, добиться того, чтобы занятия стали радостными и увлекательными.
Для проведения большинства игр и занятий не требуется специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазировать, тогда все, что нас окружает – мебель, посуда, камешки и комнатные растения, - превращается в какие угодно сказочные элементы.
В каждое занятие нужно включить потешки, песенки, считалки, скороговорки. Играя путешествуя, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному меткому слову, проходя определенную школой развития чувств.
Произведения народного фольклора бесценны. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обобщается и облагораживается. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Развивая речь, формируются нравственные эталоны, обогащающие знания детей о природе. Веселые, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, скороговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Яркие эпитеты, текстовые повторы, мелкие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
С целью профилактики переутомление детей на занятиях вводятся так же физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры, упражнения на расслабление – релаксации.
Воспитатель должен так планировать занятие, чтобы виды деятельности постоянно менялись и дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный и т. д. Только при таком подходе будет соблюдаться охранительный режим работы и будут созданы необходимые условия для активной деятельности людей.
Подведение итогов занятий проводится по разному: можно спросить детей, что им особенно запомнилось, понравилось, удивило или развеселило. Можно предложить оценить свое старание, желание трудиться, чтобы активным помощникам воспитателя. Детям трудно заниматься самооценкой: ребенок всегда ждет похвалы взрослого, однако необходимо научиться его самостоятельно оценивать свой успех.
Очень важно =, чтобы ребенок перед занятием было хорошее настроение и желание заниматься. А у воспитателя - терпение, умение играть и импровизировать, а главное – понимание необходимости занятий: ведь так важно хорошо подготовить ребенка к школе, чтобы ему было легко учиться, чтобы ребенок мог творчески подойти к любому делу, справится с любой задачей. Воспитателю необходимо помнить, что на его занятиях закладываются основы интеллектуально – творческого развития маленького человека