Ирина Симонова
Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики
Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают огромное количество информации, большая часть которой им совсем не нужна и даже вредна. И часто бывает так, что ребёнок, перенасыщенный «вредной информацией», не может в силу свой физиологии воспринять то, что мы пытаемся ему донести. Как быть в таком случае?
Мы обратили внимание на музейную педагогику.
Публикация «Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Термин «музейная педагогика» знаком очень многим и используется педагогами дошкольных учреждений достаточно часто. Пришёл он к нам из Германии, где появился на рубеже IXX-XX вв.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике : «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь для развития речетворчества детей.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Достойное место в этом процессе в дошкольных учреждениях отводится мини – музеям.
Целенаправленная работа мини - музея позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, следовательно, всесторонне развить ребёнка, активизировать его познавательную и речевую активность.
Как театр начинается с вешалки, так группа в детском саду начинается с приёмной. В нашей приёмной детей встречает мини – музей «Странички нашей истории», созданный руками воспитателей для обогащения процесса взаимодействия педагогов, родителей и детей. Удобное расположение мини – музея позволяет проводить интересные и разнообразные занятия с детьми в течение года, что обогащает и разнообразит педагогический процесс. Экспонаты, выставки меняются в зависимости от времени года, календарных и народных праздников, в зависимости от плана работы учреждения и плана работы группы.
Цель создания мини - музея – это формирование активной творческой личности путём включения её в многообразную деятельность.
Задачи - воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; развитие творческих и организаторских способностей; предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами; формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; развитие речи и расширение активного словаря дошкольников.
В нашем мини – музее «Странички нашей истории» работа ведётся по нескольким направлениям.
Поисково-собирательское направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, развить свои исследовательские умения. Проводить беседы и консультации с родителями. В рамках исследования ребёнок, совместно со взрослыми может разрабатывать любую интересующую его тему. Дети могут собирать материал из разных источников, проводить опыты и эксперименты, описывать их.
Экспозиционное (оформительское) направление используется для привлечения родителей к активной деятельности по созданию экспонатов выставки. Детям предлагается принести свои любимые экспонаты, а для этого следует обратиться за помощью к родителям. Отметим, что специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Поэтому нами найдены формы использования семейного воспитания в целях развития коммуникативных умений у дошкольников - это семейный клуб «На все руки мастера». Работа семейного клуба проводится систематически, дети и родители с удовольствием участвуют в оформлении выставок мини – музея, так как работа оформленная руками самого ребёнка совместно с родителями более ценна и будет сохраняться.
Проектная деятельность развивает способности детей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки и социального заказа общества в рамках проектной деятельности; способствует развитию проектной и исследовательской деятельности дошкольников; активизирует проявление творческого потенциала дошкольника. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, у ребёнка развивается активный словарь, формируется умение преодолевать страх публичных выступлений, развиваются ораторские умения.
В рамках работы мини – музея «Странички нашей истории» детьми подготовительной группы совместно с родителями были реализованы несколько проектов.
«Книжки своими руками», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Самые активные участники проекта принесли в группу книги, сделанные своими руками.
В рамках проекта «Чтобы помнили», посвящённого празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне детьми были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации три проекта - «Наш герой», о прадедушке, воевавшим в годы войны и ныне живущем в городе Новокузнецке; «Детские сады во время войны»; «Новокузнецк в годы войны».
Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини – музея и провести самостоятельно экскурсию в мини – музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием, важно педагогу правильно определить направление рассказа ребёнка и краткость его исполнения.
Нами была использована новая форма работы по развитию коммуникативных умений ребёнка, развитию его речи - это детская журналистика. Опыт такой работы используется с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышению уровня речевого развития.
Ребёнок, играя роль журналиста, задаёт вопросы взрослым и детям, выслушивает ответы на поставленные вопросы, что развивает диалогическую речь ребёнка.
Очень важно в течение всей работы творческому педагогу воспитывать у детей позицию созидателя, а не стороннего наблюдателя. Учить детей исследовать, а не просто выполнять обязанности. Ответственно относится к поставленной цели. Активно использовать помощь родителей и привлекать их к совместной деятельности.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того мини-музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании системы детской деятельности.
Музейная педагогика – организационно – содержательный аспект по развитию речи детей, и формированию коммуникативных умений.
Литература
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.