МААМ-картинки

Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики

Ирина Симонова
Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Современных детей удивить чем – то новым очень сложно. Стремительный уровень всеобщей информированности ведёт к тому, что дети получают огромное количество информации, большая часть которой им совсем не нужна и даже вредна. И часто бывает так, что ребёнок, перенасыщенный «вредной информацией», не может в силу свой физиологии воспринять то, что мы пытаемся ему донести. Как быть в таком случае?

Мы обратили внимание на музейную педагогику.

Публикация «Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики» размещена в разделах

Термин «музейная педагогика» знаком очень многим и используется педагогами дошкольных учреждений достаточно часто. Пришёл он к нам из Германии, где появился на рубеже IXX-XX вв.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике : «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Музейная педагогика легко вписывается в систему образования как один из способов всестороннего развития личности, способный и готовый войти в мировую, региональную, локальную культуру, в том числе для решения коррекционно-развивающих задач, так как это настоящий кладезь для развития речетворчества детей.

Использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Достойное место в этом процессе в дошкольных учреждениях отводится мини – музеям.

Целенаправленная работа мини - музея позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, следовательно, всесторонне развить ребёнка, активизировать его познавательную и речевую активность.

Как театр начинается с вешалки, так группа в детском саду начинается с приёмной. В нашей приёмной детей встречает мини – музей «Странички нашей истории», созданный руками воспитателей для обогащения процесса взаимодействия педагогов, родителей и детей. Удобное расположение мини – музея позволяет проводить интересные и разнообразные занятия с детьми в течение года, что обогащает и разнообразит педагогический процесс. Экспонаты, выставки меняются в зависимости от времени года, календарных и народных праздников, в зависимости от плана работы учреждения и плана работы группы.

Цель создания мини - музея – это формирование активной творческой личности путём включения её в многообразную деятельность.

Задачи - воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании; формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире; развитие творческих и организаторских способностей; предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами; формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики; освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога; формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики; развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; формирование проектно-исследовательских умений и навыков; развитие речи и расширение активного словаря дошкольников.

В нашем мини – музее «Странички нашей истории» работа ведётся по нескольким направлениям.

Поисково-собирательское направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, развить свои исследовательские умения. Проводить беседы и консультации с родителями. В рамках исследования ребёнок, совместно со взрослыми может разрабатывать любую интересующую его тему. Дети могут собирать материал из разных источников, проводить опыты и эксперименты, описывать их.

Экспозиционное (оформительское) направление используется для привлечения родителей к активной деятельности по созданию экспонатов выставки. Детям предлагается принести свои любимые экспонаты, а для этого следует обратиться за помощью к родителям. Отметим, что специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. Поэтому нами найдены формы использования семейного воспитания в целях развития коммуникативных умений у дошкольников - это семейный клуб «На все руки мастера». Работа семейного клуба проводится систематически, дети и родители с удовольствием участвуют в оформлении выставок мини – музея, так как работа оформленная руками самого ребёнка совместно с родителями более ценна и будет сохраняться.

Проектная деятельность развивает способности детей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого – педагогической науки и социального заказа общества в рамках проектной деятельности; способствует развитию проектной и исследовательской деятельности дошкольников; активизирует проявление творческого потенциала дошкольника. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития дошкольников. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Участвуя в проектах, у ребёнка развивается активный словарь, формируется умение преодолевать страх публичных выступлений, развиваются ораторские умения.

В рамках работы мини – музея «Странички нашей истории» детьми подготовительной группы совместно с родителями были реализованы несколько проектов.

«Книжки своими руками», долгосрочный проект реализовывался в течение года. Самые активные участники проекта принесли в группу книги, сделанные своими руками.

В рамках проекта «Чтобы помнили», посвящённого празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне детьми были разработаны и показаны в виде мультимедийной презентации три проекта - «Наш герой», о прадедушке, воевавшим в годы войны и ныне живущем в городе Новокузнецке; «Детские сады во время войны»; «Новокузнецк в годы войны».

Экскурсионное направление предоставляет детям возможность вжиться в исследуемый предмет, почувствовать связь с экспозициями мини – музея и провести самостоятельно экскурсию в мини – музее. Становясь экскурсоводами, дети учатся сочетать во время экскурсии показ и рассказ, осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Во время экскурсий используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Отметим, что экскурсоводами дети становятся с удовольствием, важно педагогу правильно определить направление рассказа ребёнка и краткость его исполнения.

Нами была использована новая форма работы по развитию коммуникативных умений ребёнка, развитию его речи - это детская журналистика. Опыт такой работы используется с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышению уровня речевого развития.

Ребёнок, играя роль журналиста, задаёт вопросы взрослым и детям, выслушивает ответы на поставленные вопросы, что развивает диалогическую речь ребёнка.

Очень важно в течение всей работы творческому педагогу воспитывать у детей позицию созидателя, а не стороннего наблюдателя. Учить детей исследовать, а не просто выполнять обязанности. Ответственно относится к поставленной цели. Активно использовать помощь родителей и привлекать их к совместной деятельности.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Кроме того мини-музей способствует и реализации интегрированного подхода в обучении и создании системы детской деятельности.

Музейная педагогика – организационно – содержательный аспект по развитию речи детей, и формированию коммуникативных умений.

Литература

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Использование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группеИспользование музейной педагогики в образовательном процессе в подготовительной школе группе Проект: «От наскальных рисунков до наших дней» Время проекта: среднесрочный (ноябрь-январь) Итоговое мероприятие: создание мини-музея в.

Календарный план по теме: «Формирование гражданской принадлежности средствами музейной педагогики» Возраст: старшая группа. Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Задачи: 1. Образовательная: воспитывать.

Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики «Новый год в Ульяновске-Симбирске» Разработан воспитателем высшей квалификационной.

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики Что разумеют, говоря «мегель»? (М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела) — Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи Русанова С. П. Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский». г. Белгород, Белгородский район. Важнейшие условия правильной речи.

Развитие речи детей средствами фольклора Развитие речи детей средствами народного фольклора Климовская Мария Сергеевна, воспитатель. Четвертый год жизни является самым благоприятным.

Консультация «Роль музейной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании детей» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная.

Социально — нравственное развитие детей раннего возраста средствами народной педагогики Каждый человек хочет жить в красивом и крепком доме. Но чтобы построить такой дом необходимо заложить основательный, прочный фундамент.

«Живая память о былом» — значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников Значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики
Опубликовано: 3 ноября 2015 в 16:34
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детей с нарушениями речи средствами музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД