Елена Константиновна Попович
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных умений у дошкольников с ТНР.
Учитель-логопед высшей
квалификационной категории Е. К. Попович
Коррекционное воздействие включает три этапа:
I. развитие мотивационно-потребностной сферы;
II. формирование представлений о правилах эффективного общения;
III. овладение коммуникативными умениями.
I. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Публикация «Развитие коммуникативных умений у дошкольников с Тяжёлыми нарушениями речи,» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.
На первом этапе коррекционного воздействия формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы, а также стимуляция невербальных средств определяют основные направления работы:
- формирование положительного настроя на занятия;
- привлечение внимания к сверстникам;
- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.
Мы, педагоги, чётко осознаём, что даже при имеющейся потребности в общении, коммуникативное намерение детей чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта.
Мы учим детей сотрудничать, то есть учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции; воспитывать доверительное отношение друг к другу; развивать чувство ответственности за другого человека.
Особое место на первом этапе занимает комплекс игр «Мои чувства», помогающий научить детей понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, познакомить с невербальными средствами общения: мимикой, жестами, позами и научить применять их на практике.
Игры: «Травинка», «Тающий снеговик»
II. Второй этап работы по развитию коммуникативной компетентности у детей с ТНР заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения. Основные направления этой работы:
- дальнейшее развитие невербальных средств общения;
- обогащение способов эмоционального реагирования;
- развитие умения слушать и слышать;
- восприятие и понимание информации;
- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;
- развитие слухового восприятия и памяти;
- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;
- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;
- развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;
- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Игры: «Строим дом», «Что было бы, если…»
III. Третий этап посвящается автоматизации приобретенных умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, то есть умения говорить.
Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия.
Считаю, что планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми, необходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Это очень эффективный метод для развития коммуникативных умений. Главное – это создание речевого общения, взаимодействия, совместного решения поставленной задачи.
На занятиях я применяю различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей необходимо анализировать, обсуждать разнообразные варианты выхода из создавшейся ситуации. Таким образом, на данном этапе дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями : .
1. Собственно речевые умения :
• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; (Наши правила речевого общения).
• проявлять инициативу в общении,
• переспрашивать;
• доказывать свою точку зрения;
• выражать отношение к предмету разговора,
• сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать;
• высказываться логично, связно;
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики и жестов.
Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, способствуя развитию коммуникативных умений в эмоционально привлекательной для детей форме.